Запуск казахстанского лоукостера: забота о гражданах или монополизация рынка авиаперевозок?

Запуск казахстанского лоукостера: забота о гражданах или монополизация рынка авиаперевозок?

За 12 месяцев 2018 года авиакомпании перевезли рекордное за последние 5 лет число пассажиров — 7,9 млн человек (годом ранее — 7,4 млн чел.) Авиаперевозки лидируют по темпам роста среди всех видов транспорта. На конец 2018 года число пассажиров авиаперевозчиков выросло на 6,9%, тогда как количество пассажиров железнодорожного и автотранспорта увеличилось всего на 1,7% и 1,3% соответственно.

Однако доля перевозок, совершённых авиакомпаниями, по-прежнему остается незначительной: 0,03% от общего числа перевезённых пассажиров.

На данный момент в Казахстане функционируют 4 крупных авиакомпании: Air Astana, SCAT Airlines, Bek Air и Qazaq Air. Air Astana — лидер индустрии, общее количество перевезённых пассажиров которого за 2017 год составило 4,2 млн человек (прирост — 10,5% за год). Важный фактор деятельности авиакомпании — почти полный паритет внутренних рейсов, на которые приходится 52,4% (2,2 млн чел.) и международных перевозок (47,6%, 2 млн чел.).

В 2017 году доля авиаперевозок Air Astana на внутреннем рынке составляла 51%. Второе место занимала SCAT Airlines с удельным весом 24%, а замыкала тройку лидеров Bek Air с рыночной долей в 19%.

По поручению президента РК Н. Назарбаева на базе Air Astana в первой половине 2019 года планируется запуск казахстанского лоукостера Flyarystan, авиапарк которого будет сформирован 4 самолетами Airbus А320 с конфигурацией на 180 мест эконом-класса для внутренних рейсов, а к 2020 году их число увеличится до 15 единиц.

По заявлению компании, авиабилеты будут в два раза дешевле действующих тарифов на внутреннем рынке. На сегодняшний день самые дешёвые билеты по маршруту Алматы — Астана в одну сторону предлагает SCAT Airlines — 18,6 тыс. тг (на 23.01.2019 г.). Air Astana по тому же маршруту предлагает билеты по цене от 28,9 тыс. до 54,3 тыс. тг

Читайте также  Новые цифры по ценам на билеты казахстанского лоукостера назвал Касымбек

Во второй половине 2019-го станет ясно, насколько заявление главного авиаперевозчика страны о двукратном уменьшении цен будет соответствовать действительности. Однако если это произойдет, Air Astana полностью займёт нишу дешёвых авиабилетов, что в будущем может негативно сказаться на рыночной конкуренции и, как следствие, повлиять на ценообразование билетов и последующий рост цен на них.

За 9 месяцев 2018 года расходы на обслуживание пассажиров Air Astana достигли максимального значения за последние 5 лет, составив 24,2 млрд тг (на 3 млрд тг больше, чем годом ранее).

Обслуживание пассажиров — одна из ключевых статей расходов компании: его удельный вес в составе операционных расходов составил 11,8%. Расходы на обслуживание включают услуги аэропортов, питание, развлечения для пассажиров во время полёта, безопасность и прочее.

Колоссальные расходы авиакомпании по этому направлению обосновываются её стратегией — «ориентацией на клиентов».

Несмотря на позитивные изменения как в самой компании, так и на рынке в целом, за январь–сентябрь 2018 года расходы Air Astana выросли на 20,9% и составили 35,5 млрд тг.

Доходы, в свою очередь, увеличились на 17,1% год-к-году.

В итоге чистая прибыль авиакомпании сократилась на 59,7% — с 10,8 млрд до 4,3 млрд тг.

Одна из причин снижения прибыли — увеличение расходов на топливо. За 9 месяцев 2018 года эти расходы достигли 60,9 млрд тг (за 9 месяцев 2017-го — 42,9 млрд тг).

Кроме того, рост числа операций с международными перевозками способствовал формированию убытков от курсовой разницы: за январь–сентябрь 2018 года эти убытки достигли 4,1 млрд тг, увеличившись на 141,2% год-к-году.

Источник: Finprom

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий