Век лоукостеров не видать

Век лоукостеров не видать

Автор: Динара БЕКМАГАМБЕТОВА

Век лоукостеров не видать

B возможности появления отечественного лоукостера на рынке Казахстана сомневаются как в Министерстве транспорта и коммуникаций, так и в иностранных авиакомпаниях, действующих на рынке Казахстана. Главными препятствиями, по мнению специалистов, являются большие расстояния и маленький пассажиропоток.

Создание «Эйр Казахстан» стало одним из вопросов, обсуждаемых на заседании Правительства от 17 июня текущего года. После заседания, заместитель председателя комитета гражданской авиации МТК РК Серик Мухтыбаев заявил «Къ», что «пока сложно сказать, будет ли эта авиакомпания лоукостером». «Это осложняется отсутствием, в условиях СНГ, альтернативных аэропортов и альтернативных авиакомпаний», — пояснил он. Стоимость услуг новой авиакомпании, по его словам, будет зависеть от рыночных факторов.

Напомним, что ранее в Министерстве транспорта и коммуникаций (МТК) отмечали, что, возможно, новая национальная авиакомпания «Эйр Казахстан» будет заниматься бюджетными перевозками

Лоукостер или бюджетная авиакомпания – это компания, которая предлагает минимальную плату за перелет, в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. На данный момент на рынке авиаперевозок Казахстана действует только одна бюджетная авиалиния – Air Arabia. Перевозчик работает здесь, начиная с 2008 года, и осуществляет перелеты в Шарджу из Астаны и Алматы. По словам регионального менеджера Air Arabia в Казахстане Назым Ракисбаевой, пассажиры, пользующиеся услугами компании в Казахстане – это «большие семьи, которые планируют несколько поездок в год, бизнесмены, студенты, сезонный религиозный пассажиропоток в Королевство Саудовской Аравии и граждане Казахстана, которые работают в ОАЭ». Г-жа Ракисбаева полагает, что в Казахстане отечественные лоукостеры отсутствуют по многим причинам. «Лоукостеры создают здоровую конкуренцию на рынке. Тем самым нужно понять, насколько местные авиаперевозчики готовы к здоровой конкуренции», — отмечает она. «За последние 10 лет доля лоукостеров в Европе составила 40% от общего рынка, а в Юго-Восточной Азии выросла с нуля до 58%. В первую очередь, этот рост вызван выполнением коротких и среднемагистральных рейсов от 3 до 6 часов и использованием дешевых региональных или второстепенных аэропортов лоукостерами, – считает г-жа Ракисбаева. – Помимо этого, инфраструктура аэропортов должна быть адаптирована не только для сервисных авиакомпаний, но и учитывать лоукостеры, так как любая дополнительная плата за услуги пропорционально увеличивает стоимость авиабилета для конечного потребителя».

Читайте также  ПИЛОТЫ RYANAIR ВЫЙДУТ НА РАБОТУ.

Того же мнения придерживаются и в компании Lufthansa. Так, по мнению генерального менеджера Lufthansa в Казахстане Габора Хорвата, кроме неразвитой инфраструктуры, появлению лоукостеров на внутреннем рынке мешают большие расстояния, низкая населенность областей, а также сложные погодные условия, которые приводят к росту расходов, например, на противообледенительную защиту. «Эти факторы естественным образом ограничивают возможности бюджетных авиакомпаний, – полагает он. – Например, рейс Лондон-Париж связывает территорию, где живут 22 млн людей, а протяженность полета составляет всего 1 час. В Казахстане, напротив, внутренний перелет может занять 3.5 часа, охватывая при этом не более 2.5 млн человек. Поэтому мы даем реалистичную оценку, когда говорим о том, что присутствие бюджетных авиалиний на рынке Казахстана никогда не будет сопоставимо с Европой или США». Тем не менее, г-н Хорват убежден, что создание привлекательной инфраструктуры – современных аэропортов, конкурентного ценообразования на управление воздушным движением, релевантных расходов на безопасность может стимулировать внутренних игроков рынка. Однако лоукостер Germanwings, принадлежащий концерну Luftansa, на казахстанский рынок, по его словам, не зайдет. «Germanwings выполняют прямые рейсы на европейском рынке внутри маршрутной сети концерна Lufthansa, но по другой бизнес-модели. Так как перелеты в Казахстан уже относятся к дальнемагистральным рейсам, протяженностью в семь часов, данная концепция здесь работать не будет», — пояснил он.

Назым Ракисбаева считает, что бюджетные авиалинии нужно поставить в равные условия с сервисными компаниями. «В мировой практике лоукостеры продают невозвратные авиабилеты, а также берут дополнительную плату за багаж, питание и так далее. Это значительно отличает лоукостеры от сервисных авиакомпаний, которые предлагают весь спектр услуг, – пояснила она. – Соответственно, если есть необходимость, то поправки к существующему законодательству о воздушных перевозках для защиты прав потребителей, контроля безопасности полетов и регулирования тех или иных перевозчиков должны добавляться. Данные нововведения необходимы и целесообразны, если мы говорим о развитии казахстанских лоукостеров в будущем».

Читайте также  БИЛЕТЫ ИЗ МОСКВЫ В ЛОНДОН МОГУТ ПОДЕШЕВЕТЬ

В компании British Airways полагают, что конкуренция, которую лоукостеры могут составить сервисным авиакомпаниям, пойдет казахстанскому рынку только на пользу. «Мы считаем, что единые правила игры на рынке – это хорошо для отрасли, так как это побуждает игроков рынка стремиться к положительным сдвигам», — отметил Паоло де Рензис, коммерческий менеджер British Airways в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. «Гражданская авиация должна быть сконцентрирована на нуждах клиентов, но в конечном итоге именно органы управления в каждой стране должны решить, что будет хорошо для местного рынка».

По пути законодательных изменений пошли в соседней России, где отечественный лоукостер «Добролет» начал летать в апреле этого года. Этот проект является уже третьей попыткой создания российской бюджетной авиакомпании. Его предшественники – «Авианова» и «Скай-экспресс» – быстро обанкротились. Возможно, одной из причин тому было российское законодательство, которое, как и казахстанские аэропорты, не учитывало особенности лоукостеров. В связи с этим, в апреле в Воздушный кодекс РФ были внесены поправки, которые, по мнению экспертов, помогут российскому лоукостеру оперировать на равных условиях с сервисными авиакомпаниями. Одно из нововведений – невозвратные тарифы: в договоре воздушной перевозки пассажира может не предусматриваться возврат провозной платы при расторжении договора. Иными словами, при отказе пассажира от поездки, стоимость билета пассажиру возмещаться не будет. Также в договор воздушной перевозки разрешили не включать норму бесплатного провоза багажа. Так что, бесплатно взять с собой на борт можно будет лишь соответствующую требованиям безопасности ручную кладь. За провоз багажа придется платить отдельно. Другая поправка в Воздушный Кодекс разрешает привлекать к работе иностранных пилотов. Как неоднократно заявлял генеральный директор российской компании «Аэрофлот» Виталий Савельев, это разрешение поможет восполнить нехватку командиров в российских авиакомпаниях. «У нас сегодня (у всех авиакомпаний России) дефицит пилотов, и идёт война цен – мы взвинчиваем цены, зарплаты нашим пилотам. Так что это будет существенно для лоукоста», — заявил он в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в 2012 году.

Читайте также  Air Berlin долеталась до банкротства

В казахстанское авиационное законодательство тоже собираются вносить изменения. В 2015 году планируется внести в Парламент законопроекты «О гражданской авиации» и «Об использовании воздушного пространства». Однако в концепции проекта закона «О гражданской авиации» введение норм по созданию равных «правил игры» для лоукостеров не предусмотрено. Как сообщил г-н Мухтыбаев, большая часть законопроекта будет ориентирована на упрощение существующего законодательства. «Сейчас оно очень сложное, большей частью отвечает советским принципам, запрещает определенные виды деятельности. Также необходима гармонизация национального законодательства с действующими международными нормами», — отметил он.

Как заявили в Министерстве транспорта и коммуникаций, компания «Эйр Казахстан» начнет осуществлять внутренние перевозки в 2015 году. 49% новой авиакомпании будут принадлежать государству в лице АО «Самрук Казына», и 51% — частному акционеру, авиакомпании «Эйр Казахстан». Парк нового перевозчика будет состоять из 10 самолетов Bombardier Q400.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий