Аэропорт: что это такое, терминалы, классификация в России, строительство

Что такое аэропорт, терминалы и их классификация

Photo by chuttersnap on Unsplash

Пожалуй, нет ни одного человека в мире, за исключением представителей изолированных от цивилизации диких племен, который не знает, что такое аэропорт. Действительно, воздушные перевозки прочно вошли в нашу жизнь, а дешевые авиабилеты сделали их доступными для многих. Однако некоторые по-прежнему путают понятия «аэропорт», «аэродром» и «аэровокзал», отождествляя их. Поэтому мы решили поговорить о том, чем отличаются эти термины, что такое аэропорт, кто присваивает названия воздушным воротам и где находится старейший в мире аэропорт и как строятся расписания самолетов.

Значение термина «аэропорт»

Слово «аэропорт» имеет греческие корни и дословно переводится как «воздушная гавань». Так что это не что иное, как воздушные ворота страны или города. В современном мире под термином «аэропорт» понимается комплекс сооружений, предназначенных для отправки, прибытия и обслуживания воздушных судов.

У многих пассажиров аэропорт ассоциируется исключительно с пассажирским терминалом и взлетно-посадочной полосой. Но это не совсем верно, ведь аэропорт включает в себя и другие важные объекты, призванные обеспечить его бесперебойную работу в любых условиях. В него также входят наземные службы, управляющие движением самолетов, и грузовой комплекс, который занимается погрузкой и разгрузкой грузов, включая склады, автомобили и другие средства.

Еще одна распространенная ошибка — отождествление понятий «аэропорт» и «аэродром». На деле аэродром — это лишь часть аэропорта — та, на которой происходит руление, взлет и посадка самолетов.

Итак, аэропорт состоит из аэродрома, аэровокзала и других вспомогательных служб и сооружений.

Самый первый аэропорт

Аэропорты начали появляться лишь в начале XX века. Ранее существовавшие аэропланы не требовали разгона и взлетно-посадочных полос. О пассажирских авиаперевозках тогда еще могли лишь мечтать.

Развитие авиации и появление новых видов самолетов потребовало проектирования строительства взлетно-посадочных полос и аэродромов. Считается, что первый аэродром появился во Франции, когда ВПП оборудовали ангарами для стоянки самолетов. А первое подобие аэровокзала — в США в 1914 году, когда местная авиакомпания St. Petersburg Tampa Airboat Line дала старт первым пассажирским регулярным перелетам. Первые аэровокзалы помимо служб обязательно включали гостиницы и кафе, ведь в то время самолеты редко вылетали по расписанию.

В 20-30-х годах прошлого столетия с развитием пассажирских авиаперевозок строительство аэропортов стало массовым. В Европе одним из старейших считается «Девау» на территории Калининграда (в то время — немецкого Кенигсберга). В настоящее время он не используется, но по тем меркам это был передовой во всех смыслах аэропорт.

Что такое терминал в аэропорту

Теперь разберемся со значением слова «терминал». Оно произошло от английского и дословно переводится как «конец» или «предел», то есть это именно та часть аэропорта, которая занимается посадкой и высадкой пассажиров.

Итак, терминал — это здание аэровокзала, в котором происходит регистрация пассажиров на рейс, осуществляется паспортный и таможенный контроль, происходит сбор и выдача багажа. Именно здесь путешественники проводят большую часть времени в ожидании своего рейса. В терминале располагаются стойки регистрации, залы ожидания, выходы на посадку, залы прилета магазины, кафе, рестораны, камеры хранения, отделения банков, представительства авиалиний и другие необходимые службы.

Основное назначение терминала — эффективное управление пассажиропотоком и организация бесперебойной работы аэропорта.

В аэропорту может быть один или несколько терминалов. Как правило, крупные комплексы включают в себя несколько зданий, каждое из которых выполняет свои функции: одно обслуживает внутренние рейсы, второе — международные направления, третье — грузовые перевозки и т.д.

Названия аэропортов

В любой стране, даже не зная языка, вы безошибочно определите, что находитесь у аэропорта, ведь его всегда обозначают английским словом «airport». Кроме этого, на здании аэровокзала указан город и название самого аэропорта.

Чаще всего имя аэропорта происходит от наименования ближайшего поселка или города. По такому принципу названы московские аэропорты «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково».

Встречаются и необычные названия. К примеру, в США есть аэропорты Красный Дьявол (Red Devil), Курица, (Chicken), Большой Медведь (Big Bear) и даже Мертвая Лошадь (Deadhorse). В Канаде — Рабское Озеро (Slave Lake) и Лосиная Челюсть (Moose Jaw). С одной стороны — и не подкопаться — есть такие населенные пункты, с другой — путешественниками это воспринимается довольно неоднозначно.

Довольно часто аэропорты называют в честь знаменитых личностей. Например, аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону получил имя атамана Донского казачьего войска Матвея Платова. Аэропорт в Ливерпуле носит имя Джона Леннона, в Дели — Индиры Ганди, в Римини — Федерико Феллини, в Белграде — Николы Теслы.

Классификации аэропортов

Аэропорты различают по направлениям обслуживания, объемам и характерам авиаперевозок, а также по частоте использования.

В зависимости от объемов пассажиропотока различают пять классов аэропортов. к I классу относятся крупные аэропорты, пропускающие через себя 7-10 миллионов пассажиров в год. Через «воздушные ворота» II и III классов проходят от 4 до 7 и от 2 до 4 миллионов человек, соответственно. Пассажиропоток аэропортов IV и V классов составляет от 500 тысяч до 2 миллионов и от 100 до 500 тысяч. Существуют гигантские аэропорты, число пассажиров которых превышает 10 миллионов (Хитроу, Дубай, Пекин) — они относятся к внеклассовым. Если же объем пассажиров не дотягивает до 100 тысяч, то его причисляют к «неквалифицированному».

Наиболее часто встречающаяся обывателям классификация — по направлениям перевозок. Так, авиаузлы подразделяют на внутренние и международные.

В крупных странах также существует внутреннее деление аэропортов. К примеру, в России есть еще три категории:

  • Федерального значения — это крупный узел страны, обеспечивающий сообщение как внутренних, так и международных перевозок. Как правило, пассажиропоток их превышает 500 000 человек в год. Взлетно-посадочные полосы таких объектов способны принимать самолеты всех классов, а терминальный комплекс оснащен всеми необходимыми объектами инфраструктуры и службами — от ветеринарного до пограничного контроля.
  • Аэропорт регионального значения обслуживает авиаперевозки внутри страны. Как правило, они находятся в собственности регионов. Международные перевозки они не осуществляют.
  • Местного значения — небольшие авиаузлы, которые обслуживают воздушные перевозки внутри конкретного региона.

Также существуют пассажирские и грузовые авиаузлы. Некоторые крупные аэропорты могут совмещать перевозку людей и грузов. Кроме того, аэродромы могут быть базовыми (они используются постоянно) и запасными (для экстренных ситуаций).

Значение термина “аэропорт” и составляющие понятия

Значение термина

У «аэропорта» греческое происхождение, хотя в русский язык он пришел из французского. Буквально составляющие слово части переводятся как «воздушная гавань». В современных же словарях у понятия 2 значения. В инженерно-техническом смысле его определяют как «комплекс сооружений, предназначенных для отправки, прибытия и обслуживания летательных аппаратов». В правовом плане – «социально и стратегически значимое авиационное предприятие, отвечающее за наземное обслуживание авиаперевозок за деньги».

К обязанностям авиаузлов относят:

  • предоставление надлежащих услуг пассажирам, отечественным и зарубежным авиакомпаниям
  • регулировка движения воздушных судов в зоне, относящейся к территории комплекса
  • соблюдение требований авиабезопасности
  • строительство и обслуживание объектов, необходимых для посадки, взлета судов и прочих операций
  • защита окружающей среды на вверенных территориях – подобные объекты, прежде всего, являются источниками сильного шумового загрязнения
  • осуществление аварийно-спасательных работ при необходимости

Многие люди отождествляют понятия «аэропорт» и «аэродром». Но на деле второй является лишь частью первого. Аэродром включает взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перрон, зоны для обслуживания и стоянки воздушных судов, складские и технические помещения. То есть именно на его территории осуществляются руление, взлет и посадка. Аэропорт же, кроме созвучного «подчиненного», включает еще аэровокзал и другие важные для обеспечения работы аэродрома объекты.

Что такое терминалы

Терминал представляет собой сооружение, которое встречает и провожает вас в полет

Понятие «терминал» вызывает у людей еще больше вопросов, чем «аэродром». Тем временем все довольно просто: терминал или аэровокзал – это здание, с которым знакомы все, кто когда-то летал или встречал прибывающих. Именно тут осуществляются операции по регистрации людей на рейс (если, конечно, пассажир не зарегистрировался сам онлайн), по сбору и выдаче багажа, организуются паспортный и таможенный контроли, находятся магазины, заведения общественного питания, выходы на посадку и прочие объекты, необходимые для работы с пассажирами. Если речь идет о грузовом терминале, работа, соответственно, ведется не с людьми, а с грузами.

Терминалов на территории комплекса может быть несколько или один. Зависит это от пропускной способности авиаузла. Если терминала 2 и более (как в Шереметьево или Парижском Шарль-де-Голле), они чаще выполняют разные функции: первый принимает и отправляет пассажиров международных рейсов, второй работает только по внутренним.

Классификация аэропортов

Авиаузлы делятся не только на внутренние и международные. На деле существует несколько классификаций по различным параметрам

Различают аэропорты в основном по обслуживаемым направлениям, частоте использования, объему и характеру выполняемых перевозок. Необходимо это разделение для правильного проектирования, эксплуатации авиакомплекса, обеспечения его инфраструктурой и выбора подходящего аэродрома.

Классификация по объему воздушных перевозок включает 5 отдельных разновидностей:

  • через авиагавани I класса за год проходит от 7 до 10 миллионов пассажиров
  • для II это 4-7 миллионов
  • узлы III класса пропускают через себя 2-4 миллиона путешественников
  • IV – от 500 тысяч до 2 миллионов
  • в V же попадают те, чей пассажирооборот вписывается в диапазон 100-500 тысяч

Превышающие показатели I класса аэропорты относят к внеклассным. К таковым причисляют, например, Пекин Столичный, Дубай и лондонский Хитроу (подробнее о них и других авиагигантах читайте здесь). Аэровокзалы, пропускающие через себя менее 100 тысяч пассажиров в год, получают статус неклассифицированных.

Обывателям наиболее известно разделение по имеющимся направлениям перелетов. Обычно это международные и внутренние авиаузлы. В Российской типологии выделяют 3 статуса.

  1. Федерального назначения – это крупные, главные узлы страны, обеспечивающие авиасообщение между государствами и внутренними территориями. К ним относятся аэропорты с пассажирооборотом свыше 500 тысяч человек в год. От остальных международные узлы отличаются наличием служб пограничного, таможенного, санитарно-карантинного контролей. Аэродромы комплексов федерального назначения должны иметь взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием и техническое оборудование, необходимое для приема судов I-II классов.
  2. Региональные или внутренние в международной классификации осуществляют авиаперевозки между регионами государства. Существующие направления преимущественно за пределы страны не выходят.
  3. Воздушные суда, привязанные к местным узлам, летают внутри регионов или участвуют в сельскохозяйственных работах.

В зависимости от характера перевозок комплексы делят на пассажирские – рассчитанные только на работу с людьми, грузовые для грузов и почты и совмещенные – грузопассажирские (к таковым относится, например, Домодедово). По частоте использования аэродрома относят к основным, которые функционируют постоянно, и запасным – для осуществления операций по взлету и посадке в экстренных ситуациях.

Когда появились аэропорты и как дела обстоят сейчас

Первые аэропорты в мире стали появляться в начале 1900-х. До этого в них не было необходимости. Существующие аэропланы не требовали разгона и, следовательно, строительства взлетно-посадочных полос, а о регулярных пассажироперевозках речи и вовсе не шло.

Ранее создавались лишь далекие предки современных узлов. Так, в 1885 в районе Волкова поля в Петербурге открылась база команды воздухоплавателей. Сначала с полигона в небо взмывали воздушные шары, а чуть позже – аэростаты.

В 1908 во французском городке Исси-ле-Мулино ко взлетно-посадочной полосе пристроили самолетные ангары. С этого началось развитие современных комплексов. Первое же подобие аэровокзала в мире появилось Санкт-Петербурге. Но не в нашем, а американском. В 1914 компания St. Petersburg Tampa Airboat Line разработала расписание рейсов между соседними городками и тем самым дала старт регулярным пассажирским перевозкам.

Основной набор помещений и служб для первых терминалов включал залы ожидания, пункты связи и неотложной помощи, багажную и торговую зоны. Обязательным также было наличие гостиничных номеров и кафетериев. Поскольку самолеты редко вылетали вовремя, люди всегда нуждались в отдыхе и питании.

Старейший аэропорт на территории России во время создания принадлежал Германии. Открывшийся в 1919, Кенигсберг-Девау стал одним из первопроходцев среди гражданских аэропортов в Европе. А у появившегося здесь в 1922 году аэровокзала в этой части света и вовсе не было аналогов. Именно в Девау прибывали самолеты первой международной авиалинии СССР.

Сейчас старейший узел из-за плотной городской застройки и невозможности использовать его по прямому назначению находится во владении местного ДОСААФ. Роль главного аэропорта бывшего Кенигсберга Девау уступил Калининграду-Храброво.

За 100 лет авиаузлы из маленьких аэродромов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами разрослись до огромных, оборудованных по всем современным стандартам, комплексов. По количеству аэропортов на территории страны в наши дни лидирует США – тут их 13500 штук. России же похвастаться практически нечем. На огромной площади государства функционируют лишь 228 узлов.

Читайте также:  Транзитный рейс: что это такое, плюсы и минусы, багаж при транзитном перелете

О количестве аэропортов во всем мире судить трудно. Слишком часто закрываются старые и появляются новые. По примерным подсчетам, земной шар опутывает сеть из более чем 40000 подобных объектов.

Несмотря на повышенные требования к безопасности, соответствуют им не все авиаузлы. Посмотрите это видео о 10 самых опасных воздушных портах в мире, чтобы по возможности приземлиться в другом месте.

Обывателей в устройстве аэропорта интересуют прежде всего работа и инфраструктура пассажирского терминала, но здесь и без него довольно много удивительных моментов. Изучить стоит хотя бы общую историю развития аэродромов и аэровокзалов, чтобы в ожидании рейса объект не казался скучным и непривлекательным. Знания позволят увидеть, какой рывок в развитии свершился за последнюю сотню лет, и помогут проникнуться изменениями, которые еще ждут нас в ближайшем будущем.

Город в городе: как устроен пассажирский аэропорт

Площадь аэропорта Король Фахд в Саудовской Аравии – 780 км². Это в 7 раз больше площади Парижа – 80 кварталов французской столицы умещаются на 105 км². И на 25 км² больше площади Гамбурга (755 км²).

Аэропорты можно сравнить с городами не только по площади. Во многих отношениях современный воздушный порт организован как город. Там тоже есть администрация, бюджет, службы, которые следят за безопасностью и порядком. Рассмотрим устройство аэропорта чуть подробнее.

От чего зависит устройство аэропорта

От его размера. Большинство из нас под аэропортом подразумевают огромный комплекс с ангарами, терминалами, командно-диспетчерскими пунктами и взлетно-посадочными полосами с рабочим режимом 24/7. Но не все аэропорты отвечают этим стандартам.

Маленькие аэропорты

Аэропортом называют и куцую полоску асфальта среди травы и грязи, которую используют не больше двух-трех часов в день. Эти взлетно-посадочные полосы часто служат только одному или двум пилотам. Такие аэропорты могут не иметь никаких других структур, кроме взлетно-посадочной полосы (ВПП).

Региональные аэропорты

Организуют перелеты по одной стране, без международных рейсов. Часто региональные аэропорты обслуживают не только гражданскую авиацию, но и военную.
В региональных аэропортах инфраструктура более развитая. Она включает ангары, радиовышки, средства для обучения пилотов, системы наблюдения за погодой. Такие объекты иногда располагают комнатами отдыха для пилотов, торговыми площадками, конференц-залами, топливохранилищем.
Полный перечень объектов зависит от трафика и назначения аэропорта.
В ангарах региональных аэропортов обычно размещаются самолеты с вместимостью до 200 человек.

Международные аэропорты

Организуют региональные и международные рейсы. Инфраструктура международных аэропортов дополняется магазинами беспошлинной торговли, станциями техобслуживания, транспортной системой внутри терминалов, зонами таможенного контроля.
Взлетно-посадочные полосы и ангары таких аэропортов обслуживают самолеты разной вместимости. От частных — менее 50 человек на борту, до Airbus A380 — 853 пассажиров.

Взлетно-посадочная полоса

В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса. В международных — от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.

Полосы могут быть:

  • Одиночными. Инженеры планируют расположение ВПП с учетом преимущественного направления ветра.
  • Параллельными. Расстояние между двумя ВПП зависит от размера и количества самолетов, использующих аэродром: в среднем от 762 м до 1 310 м.
  • V-образными. Две взлетно-посадочные полосы сходятся, но не пересекаются. Такое расположение дает диспетчерам воздушного движения гибкость при маневрировании самолетов на ВПП. Например, при слабом ветре диспетчер будет использовать обе взлетно-посадочные полосы. Но если ветер усилится в одном направлении, диспетчеры будут использовать ту ВПП, которая позволяет самолетам взлетать против ветра.
  • Пересеченными. Пересекающиеся ВПП распространены в аэропортах, где преобладающие ветры меняются в течение года. Точка пересечения может находиться посередине каждой взлетно-посадочной полосы, в зоне порога, где приземляются самолеты, или в конце ВПП.

Рулежные дорожки

Помимо взлетно-посадочных полос аэропорт оборудован рулежными дорожками. Они связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.

Светосигнальная система

Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы от шоссе ночью или в условиях низкой видимости. Маячковые огни, которые мигают зеленым и белым цветом, указывают на гражданский аэропорт. Зеленые огни отмечают порог или начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.

Как устроен аэропорт: терминалы

В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.

Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги — от полировки ботинок до подключения к интернету.

Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.

Бортовое питание

Еду для пассажиров самолетов готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Ежедневно в один крупный аэропорт кейтеры поставляют тысячи обедов. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.

Система топливного обеспечения

Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур Джамбо Джет расходует около 127 000 литров топлива. Поэтому оживленные международные аэропорты продают миллионы топлива каждый день. В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам.

Система безопасности

Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.

Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга— компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.
Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.

Как устроен наземный транспорт в аэропорту

Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.

Обычно система наземного транспорта включает:

  • Дороги в аэропорт и из аэропорта.
  • Парковки для автомобилей.
  • Службы аренды транспорта.
  • Рейсы транспортировки пассажиров в местные отели и к автостоянкам.
  • Общественный транспорт — муниципальные автобусы и метро.

Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.

Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.

Бюджет

Аэропорты — это огромные предприятия. Аэропорт Денвера в США стоит около 5 миллиардов долларов. Расходы на его обслуживание составляют 160 миллионов долларов в год. В то же время ежегодный доход государства от аэропорта — 22,3 миллиарда долларов.
Аэропорты, как правило, владеют всеми объектами на своей территории. Они сдают их в аренду авиакомпаниям, розничным магазинам, поставщикам услуг. Еще несколько статей доходов воздушных портов занимают сборы и налоги на авиабилеты и услуги — топливо, паркинг. Большинство аэропортов являются самообеспечивающимися предприятиями.

Персонал

Около 90 процентов сотрудников аэропортов работают на частные компании: авиакомпании, подрядчики, арендаторы. Остальные 10 процентов работают на аэропорт: администраторы, обслуживающий персонал, служба безопасности.

Терминал в аэропорту: что это значит?

Несмотря на огромный выбор транспортных средств, которые помогают добраться в нужное место, самым востребованным и популярным является именно самолет. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь с помощью воздушного судна можно быстро, удобно и в безопасности добраться до нужного места, причем даже самого отдаленного. Что такое аэропорт, несомненно, знают все без исключения, а вот что такое терминал в аэропорту, известно далеко не каждому. С этим вопросом мы попробуем разобраться в этой статье.

Количество терминалов

Чем больше будет пропускная способность воздушной гавани, тем будет больше на ней терминалов, без которых не получится обслужить пассажиров. То есть терминал в аэропорту – это то место, где обслуживаются авиарейсы как внутреннего, так и международного значения, а входит в это понятие следующее:

  • залы ожидания;
  • магазины и торговые точки;
  • гостиницы;
  • рестораны и кафе;
  • кассы и банковские отделения;
  • пункты первой медицинской помощи.

Для чего нужны терминалы?

Что значит терминал в аэропорту? Именно этот вопрос задают себе те путешественники, которые первый раз решили воспользоваться услугами воздушного вида транспорта. Ведь бывалым авиапутешественникам известно, что может включать в себя терминал и какие действия выполняются:

  • производится досмотр личных вещей и багажа;
  • пассажиры проходят паспортный контроль;
  • регистрация на рейс осуществляется на нескольких стойках, расположенных именно в терминалах.

Так как в воздушных причалах может быть несколько терминалов, количество которых зависит от пропускной способности аэропорта, то и так называемое внутреннее оснащение может меняться, к примеру, один может иметь банковское отделение, а другой – нет, но самые основные объекты должны быть во всех терминалах без исключения.

Кроме этого, в терминалах, особенно с большой площадью, предусматриваются скоростные лифты или эскалаторы, которые помогают пассажирам удобно и быстро добраться из одного сектора в другой, и именно отсюда пассажиры могут выйти на посадку к своему самолету. Узнать, из какого терминала будет выполнять вылет нужный авиалайнер, пассажиры, которые летят впервые, могут довольно просто и в удобное для себя время, открыв официальный сайт компании.

Инструкция для тех, кто летит впервые

Итак, если пассажир еще не пользовался услугами воздушного вида транспорта, то в первую очередь он должен купить билет на нужный рейс как через интернет, так и через кассу. Приобретая билет через интернет, рекомендуется сделать распечатку документа для дополнительной подстраховки. Далее нужно будет сделать следующее:

  1. Выехать в воздушную гавань примерно за 3 часа до назначенного времени вылета, чтобы успеть на регистрацию и не задержаться в пути из-за дорожных пробок.
  2. После того как мы выяснили, что значит терминал в аэропорту, узнать, из какого терминала будет осуществляться вылет, можно будет довольно просто. Данная информация прописывается на маршрутной квитанции, которая выдается пассажирам при регистрации на рейс. А чтобы ознакомиться со схемой и выяснить, как удобнее всего попасть в терминал, рекомендуется посетить сайт воздушной гавани перед выездом из дома.
  3. Попав в нужный терминал, нужно будет пройти контроль безопасности, который считается предварительным, положив все свои вещи, в том числе и личные на специальную стойку, которая проходит через контрольную раму.
  4. На специальном табло следует найти нужную стойку, на которой происходит регистрация рейса, чтобы сдать багаж и получить на руки посадочный талон. Согласно правилам воздушных перелетов, пассажиры могут взять с собой на борт небольшую сумочку или портфель, а багаж, вес которого не превысит 20 кг, бесплатно сдать на стойке регистрации. Более подробно ознакомиться с правилами провоза вещей и багажа можно на официальном сайте авиаперевозчика, который обслуживает перелет, или на электронном билете.
  5. Проводится личный досмотр пассажиров, а тем, кому нужно покинуть пределы своей страны, приходится в дополнение пройти и паспортный контроль. Правила досмотра в разных воздушных причалах могут несколько изменяться, однако, чаще всего данный процесс осуществляется по следующей схеме:
  • верхняя одежда и обувь снимается, поэтому лучше надевать такую обувь, которую удобно и легко можно будет снять;
  • из карманов нужно достать все предметы;
  • ремень и головной убор также снимается.

На этом досмотре контролируется и жидкость, которую провозит пассажир. О правилах провоза жидкости следует разузнать на официальном сайте аэровокзала. При прохождении паспортного контроля сотрудники таможни проверяют правильность оформления визы, которая разрешает покидать пределы страны и список вещей, которые должны быть указаны в специальной декларации.

  1. В посадочном талоне указан выход на посадку, вот его и нужно найти, но в первую очередь, если авиалайнер вылетает из большой воздушной гавани, нужно найти номер своего сектора, чтобы более проще пройти к выходу на посадку. Терминал в аэропорту – это «помощник» для пассажира, ведь на его территории расположены многочисленные указатели, следуя которым найти нужный выход для пассажиров не составит особого труда.
  2. После того как все процедуры проверки и досмотра будет окончены, пассажиры могут пройти в зону для вылета, однако, бывалые путешественники все же советуют, даже если в запасе есть много свободного времени, найти выход на посадку, ориентируясь в пространстве по указателям. Следует обязательно учесть, что не каждый раз о посадке на рейс объявляют по специальному громкоговорителю. В некоторых воздушных гаванях сотрудники аэропортов приглашают пассажиров на рейс у выхода на посадку. Чтобы не опоздать на свой самолет, следует обязательно следить за временем и заблаговременно прийти к выходу.
  3. Последний раз пассажирам нужно будет предоставить для проверки собственный паспорт и посадочный талон для проверки перед посадкой в авиалайнер. Сам посадочный талон сотрудники аэропорта заберут, а на руках у пассажира останется корешок, в котором будет указан ряд и место, забронированное, согласно купленного билета.
  4. К воздушному судну пассажиров может подвести специальный бесплатный автобус или данное мероприятие будет осуществляться через так называемый телескопический «рукав» или трап. Для этого воздушный транспорт подъезжает как можно ближе к зданию терминала, чтобы можно было подсоединить его к самолету при помощи трапа, по которому пассажиры и попадут на борт.
Читайте также:  Классы обслуживания в самолетах (B, Y, N, E, M): что это такое эконом

Ознакомившись с информацией в этой статье, каждый сможет ответить на вопрос: что такое терминал в аэропорту? Под этим названием следует подразумевать все объекты, которые функционируют на территории воздушной гавани. Если самые важные из длинного списка объекты будут отсутствовать, аэропорт просто не сможет нормально функционировать и на должном уровне обслуживать пассажиров. Обязательно следует принимать во внимание тот факт, что в одном терминале могут обслуживаться только пассажиры внутренних рейсов, а в другом как внутренних, так и международных. Этот момент следует обязательно уточнить заблаговременно, чтобы владеть точной информацией и не попасть в неприятную ситуацию.

Любой аэропорт, а также все авиаперевозчики без исключения в первую очередь заботятся о своих пассажирах, стараются сделать все, что в их силах, чтобы перелет был комфортным и удобным для всех. Именно поэтому во всех терминалах функционируют системы навигации, предусматриваются схемы и указатели. А если у пассажиров возникнет вопрос или затруднение, любой сотрудник аэропорта с радостью придет к нему на помощь.


Грузовые терминалы аэропортов России Дмитрий Петраченко

Грузовые терминалы аэропортов России Дмитрий Петраченко

Грузовые терминалы аэропортов России

В настоящее время в России нет автономных грузовых авиационных терминалов. В Европе существуют аэропорты, используемые только для перевалки грузов, однако у нас все грузовые терминалы организуются при крупных пассажирских аэропортах. Прежде всего это можно объяснить тем обстоятельством, что грузоперевозки не являются для нашей авиации приоритетным направлением.
Обстановка такова

Грузовые терминалы аэропортов России

В настоящее время в России нет автономных грузовых авиационных терминалов. В Европе существуют аэропорты, используемые только для перевалки грузов, однако у нас все грузовые терминалы организуются при крупных пассажирских аэропортах. Прежде всего это можно объяснить тем обстоятельством, что грузоперевозки не являются для нашей авиации приоритетным направлением.

Обстановка такова

Лет десять назад возить самолетами грузы было чрезвычайно выгодно. Законодательство давало существенные льготы компаниям, занимающимся такими перевозками, и прибыль, получаемая за рейс, могла составлять от 200 до 300%. Отечественные рамповые самолеты летали в активно развивающиеся Турцию, Китай, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.

После 2000 года рентабельность грузовых авиаперевозок начала снижаться. В первую очередь это было вызвано пересмотром ряда пунктов в «Договоре о воздушном сообщении» и изменением таможенной политики России. Тогда же страны, использовавшие грузовые перевозки наиболее активно, начали отдавать предпочтение медленным, но менее дорогим способам доставки грузов – железнодорожному и морскому транспорту.

В настоящее время доходность грузовых авиаперевозок несопоставима с доходностью пассажирских и деловых. Вследствие чего данному направлению уделяется значительно меньше внимания, а на развитие соответствующей инфраструктуры выделяется гораздо меньше средств. Сейчас на российском рынке грузовых авиаперевозок сложилась следующая ситуация: почти весь бизнес сосредоточился в крупных аэропортах, причем почти 75% перевозимых грузов приходится на Московский авиационный узел (МАУ). Большинство входящих в него аэропортов достаточно быстро превращаются в крупные интермодальные площадки, позволяющие осуществлять пассажирские, чартерные и грузовые перевозки. Исключением является аэропорт «Внуково», традиционно ориентированный на пассажирские перевозки.

В регионах наиболее интенсивно развиваются аэропорты Санкт-Петербурга («Пулково»), Красноярска («Емельяново»), Новосибирска («Толмачеве»), Самары («Курумоч») и некоторые другие.

С точки зрения грузовых перевозок в МАУ наиболее перспективными считаются терминалы, расположенные в «Домодедово». На них работает ряд авиаперевозчиков, имеющих на территории аэропорта собственные комплексы по обработке грузов, причем эти комплексы универсальны и располагают инфраструктурой, необходимой для перевалки и таможенной обработки грузов. Большинство российских перевозчиков считает, что терминалы «Домодедово» характеризуются минимальной продолжительностью полного цикла обработки груза (от прибытия в аэропорт до оформления и выдачи получателю).

Больше всего грузов перевозится через аэропорт «Шереметьево», где доминирует главный отечественный перевозчик «Аэрофлот-Карго» (имеет свой терминал «Шереметьево-2 Карго») и его основной конкурент – компания «Аэропорт Москва» (также имеет свой терминал и площади для растаможивания грузов).

В последнее время различные государственные и коммерческие структуры вкладывают значительные средства в совершенствование авиационной инфраструктуры. Поэтому взлетные полосы, рулежные дорожки и перроны практически всех крупных российских аэропортов могут принимать самолеты любого класса. Однако далеко не везде есть техника, с помощью которой самолет можно обслужить или разгрузить за выделенное время.

Почти все аэропорты МАУ могут принимать и обслуживать самолеты любого класса за выделенный слот. Например, на Boeing-747 200/400, достаточно активно используемый отечественными перевозчиками, выделяется слот 3,5-4 ч. За это время соответствующие службы успевают полностью разгрузить самолет грузоподъемностью свыше 120 т. Однако в регионах транспортная инфраструктура грузовых аэропортов очень разная. Причем тут проблемы могут возникнуть не только со сроками разгрузки воздушного судна и с погрузочно-разгрузочным оборудованием, но и с наличием аэропортовой структуры (например, тягачей).

Географическое положение Красноярска и Новосибирска позволяет эффективно использовать их для приемки транзитного грузового потока. Поэтому относительно недавно менеджмент аэропортов «Емельянове» и «Толмачево» объявил о том, что грузовые перевозки для них являются одним из приоритетных направлений развития. Руководство «Емельянове» планирует создать крупный универсальный хаб. В соответствии с этим в аэропорту Красноярска был введен в эксплуатацию новый грузовой терминал, который позволяет обслуживать самолеты самого различного класса, начиная с Ан-12 и заканчивая Boeing-747.

Проблемы и перспективы

Как мы уже говорили, в 90-х рамповые самолеты Ан-12 и Ил-76 приносили авиакомпаниям большие прибыли. Конечно, сегодня объемы грузовых авиаперевозок не такие, как 10 лет назад, но общее количество перевозимых грузов можно считать достаточно высоким. На рынке действует около 30 компаний, причем грузооборот самых крупных из них («ЭйрБридж Карго», «Волга-Днепр», «Аэрофлот-Карго») составляет несколько сотен миллионов тонно-километров. При этом доля региональных перевозчиков остается весьма незначительной, а большинство компаний, занимающихся чартерными перевозками, аффилированы с крупными государственными или частными предприятиями.

Самый большой объем делается за счет транзитных перевозок, осуществляемых по следующей схеме: Европа-Россия, Россия-Россия, Россия-Азия и обратно. Большинство российских авиакомпаний имеют пятую свободу полетов. То есть они могут брать груз в Европе, доставлять его в Россию, частично разгружаться, частично забирать новый груз в нескольких российских аэропортах и везти все в Азию. А затем грузы (оргтехника, аудиоаппаратура, компьютеры и т. д.) из стран Азии (Китай, Япония, Южная Корея) примерно по такому же маршруту следуют обратно.

В области уникальных перевозок, благодаря самолету Ан-124 «Руслан» (рамповый самолет, обладающий наибольшей грузоподъемностью (мировой рекорд)), Россия занимает первое место (компании «Волга-Днепр», «Полет» и др.). В основном это происходит потому, что в мире больше нет самолетов такого класса. У рынка уникальных перевозок большие перспективы – считается, что к 2030 году его объем составит $7 млрд. Обслуживать такой рынок самолетом одной модели нерационально. Кроме того, рост объемов уникальных перевозок значительно опережает темпы производства Ан-124. Достаточно неплохо российские компании работают с особыми перевозками, например, для ООН: гуманитарные миссии, оружие и т. д. Тендеры на такие перевозки (они проводятся в среднем 5 раз в год) очень часто выигрывают именно российские операторы: «Волга-Днепр», «Полети, «Ют-Эйр», ABG, занимающаяся вертолетными перевозками, и др. Одним из наиболее значимых факторов, ограничивающих объемы грузовых перевозок, является отсутствие у нас современных транспортных самолетов. Сегодня воздушный флот российских перевозчиков в основном состоит из старых воздушных судов; турбовинтовых Ан-12, реактивных Ил-76 (различные модификации), Ан-124 «Руслан».

Выпущенный недавно Ил-96 400-Т был передан компании «Атлант-Союз», которая планирует использовать его для регулярных коммерческих рейсов в США. При этом необходимо отметить то обстоятельство, что грузооборот между Россией и США не очень высок (для объема экономик обеих стран) и для перевозки грузов большинство операторов предпочитают использовать морской транспорт.

Для пассажирских перевозок многие отечественные компании покупают самолеты зарубежного производства Airbus, Boeing, Embraer, Bombardier и др., однако использовать такие самолеты для грузовых перевозок у нас пока не спешат. Сегодня это делают только AirBrige Cargo и TESIS, причем у последнего перевозчика были проблемы с вводом в эксплуатацию самолета Boeing-747, приобретенного на вторичном рынке. Далеко не все отечественные аэропорты приспособлены для приема и обслуживания воздушных судов такого класса: не хватает специальных стоянок, где самолет можно быстро и эффективно разгрузить, нет наземной техники, необходимой для качественного обслуживания авиационного транспорта.

В последнее время ситуация начинает меняться к лучшему. Все чаще предприниматели вкладывают свободные средства в развитие инфраструктуры, предназначенной для грузовых перевозок. Однако для менеджмента подавляющего большинства аэропортов прио¬ритетными являются пассажирские перевозки, и основные средства идут именно туда. В конечном счете состояние инфраструктуры для грузовых перевозок каждого конкретного аэропорта определяется его владельцами и руководством.

ЗАО “Домодедово – Терминал”

Осуществляет обработку различных категорий авиационных грузов, багажа и почты в круглосуточном режиме. В сутки может быть обработано до 350 т груза. Общая площадь грузового терминала составляет 13 400 м2. При этом площадь, отведенная для приема международных грузов, составляет 7100 м2, для приема грузов, перевозимых на внутренних рейсах, – 6300 м;. На грузовом терминале установлена система контейнерной обработки средств пакетирования (ULD): контейнерные вводы и трехуровневая металлоконструкция с грузовым лифтом, облегчающая проведение погрузочно-разгрузочных операций при передаче средств пакетирования со средств транспортировки на склад и позволяющая обрабатывать ULD Б складе. Заканчивается монтаж контейнерного оборудования на СВХ. Данное оборудование позволит обрабатывать авиационные паллеты и контейнеры весом до 7 т на двух уровнях. Грузовой комплекс «Домодедово» располагает специализированными участками для хранения взрывчатых веществ, ценных, радиоактивных и скоропортящихся грузов.
Для хранения скоропортящихся грузов на терминалах предусмотрены склад¬-ские помещения, оборудованные холодильными и морозильными камерами. Для оптимизации производственных процессов и усиления контроля за грузопотоками в ЗАО «ДОМОДЕДОВО-ТЕРМИНАЛ» используется информационная система «Управление грузовыми перевозками», координирующая весь цикл обработки грузов,
На грузовых терминалах «Домодедово» применяется технология штрихового кодирования грузовых документов по вылету. В перспективе идентификация груза на терминале будет осуществляться по штрих-коду. Также в «Домодедово» внедряется система радиочастотной идентификации объектов RFID. Она позволит сотрудникам аэропорта контролировать перемещение грузов в режиме online и проводить мониторинг состояния различных участков и зон мест хранения грузов на терминале.
Для работы с агентами авиакомпаний сотрудники грузового терминала используют информационную систему АРМ «Грузовой агент», позволяющую предварительно и удаленно оформлять грузовые документы и проводить мониторинг состояния грузов, размещенных на складах. Для взаимодействия терминала и таможни аэропорта «Домодедово» непосредственно во время обработки груза на СВХ используется АРМ «Таможенный инспектор».

Международный аэропорт «Курумоч» (Самара)

Международный аэропорт «Курумоч» занимает стратегически важное географическое положение и находится на перекрестке нескольких крупных транспортных маршрутов, связывающих Европу и Азию. В 30 км от аэропорта расположена Самара и в 50 км – Тольятти. Благодаря хорошо развитой транспортной сети региона (один из крупнейших в России железнодорожных узлов, современный железнодорожный вокзал, сеть автомобильных дорог, речной порт) через аэропорт «Курумоч» осуществляется доставка грузов практически во все регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья. Основными видами грузов, отправляемых через «Курумоч», являются курьерские сборные отправки, медпрепараты, авиа- и автозапчасти, буровое, нефтяное, медицинское оборудование, молочная продукция, а также товары повседневного спроса.

Читайте также:  SVO расшифровка: какой это аэропорт в Москве

Общая площадь грузовых терминалов – 11 220 м2. На территории грузового терминала расположен склад временного хранения с таможенной зоной для обслуживания международных грузовых рейсов площадью 1150 м2. Пропускная способность грузового комплекса аэропорта «Курумоч» – 200 т в сутки.

Грузовой комплекс аэропорта работает в круглосуточном режиме и оснащен всеми необходимыми средствами механизации технологических процессов для обеспечения авиационных грузоперевозок на внутрироссийских и международных линиях, а именно:
электротельферами грузоподъемностью 2 т;
гидравлическими тележками;
электропогрузчиками;
стеллажами для груза и весовым оборудованием;

секциями перемещения многонаправленными.

Кроме того, в рамках масштабной программы обновления аэродромного оборудования и техники для обслуживания воздушных судов аэропорт приобрел и уже эксплуатирует новейший транспортер-перегрузчик немецкой компании Trepel для авиационных контейнеров весом до 3,5 т, что значительно увеличивает скорость обработки воздушных судов с контейнерной загрузкой. Прием и обработка грузов, относящихся к категории специфичных (взрывоопасные, скоропортящиеся, радиоактивные, ценные), в аэропорту осуществляются в специально оборудованных помещениях в соответствии с Федеральными авиационными правилами. Учитываются и пожелания авиакомпаний-грузоперевозчиков, имеющих собственные требования к работе с подобными грузами.

ГЛОССАРИЙ

Слот аэропорта
Временной интервал между прилетом самолета в аэропорт и его вылетом. Слот определяется днем прилета и временем суток(обычно в интервале 15 или 30 мин.).

Рамповый самолет
Самолет, загрузка которого осуществляется через опускающиеся вниз рампы в хвосте или в носу. Их можно загружать, не используя дорогостоящие погрузчики, необходимые для самолетов с боковой загрузкой.

Тонно-километр
Единица измерения грузооборота на железнодорожном, речном, автомобильном, воздушном и гужевом транспорте, а также перевозочной работы, выполненной подвижным составом.

Дмитрий Петраченко, Национальная Ассоциация деловой авиации

Аэропорт: что это такое, терминалы, классификация в России, строительство

Пассажиры и грузы не могут транспортироваться по отдельности, они перемещаются вместе. Пассажиры должны сначала отправиться в автобусные терминалы и аэропорты, где они «собираются» в автобусах или самолетах, чтобы добраться до конечных пунктов назначения, где они рассредоточиваются. Груз должен быть консолидирован в порту или на железнодорожной станции до дальнейшей отправки. Терминалы также могут быть пунктами смены одного и того же вида транспорта. Таким образом, пассажиру, желающему путешествовать поездом из Парижа в Роттердам, возможно, придется пересесть на поезд в Брюсселе, или авиапассажиру, желающему совершить перелет с Монреаля в Лос-Анджелес, возможно, придется сделать пересадку в Торонто.

Терминалы также могут быть пунктами смены различных видов транспорта и их соответствующими сетями, так что грузы, отправляемые с американского Среднего Запада в Рур в Германии, могут перемещаться по железной дороге из Цинциннати (город на юго-западе штата Огайо, США) в порт Нью-Йорка и доставляться на судне в Роттердам, а затем – переместиться на баржу для доставки в Дуйсбург (Германия). Транспортные терминалы, следовательно, могут быть как конечными, так и промежуточными пунктами в движении пассажиров и грузов.

Простыми словами, терминал – это любое место, в котором груз и пассажиры либо начинают, либо заканчивают свое перемещение, либо над ними совершаются действия, необходимые для завершения процесса их транспортировки.

Терминалы могут быть точками обмена внутри одной и той же транспортной системы, которые обеспечивают непрерывность потоков. Терминалы, однако, также являются очень важными пунктами передачи грузов/пассажиров с одного на другой вид транспорта. Автобусы и автомобили доставляют людей в аэропорты, грузовики перевозят грузы на железнодорожные терминалы, а железнодорожные перевозчики доставляют грузы в доки для погрузки на суда.

Одним из основных атрибутов транспортных терминалов, как международных, так и региональных, является их функция конвергенции. Они действительно являются обязательными промежуточными для коммерческих потоков пунктами. Таким образом, транспортные терминалы создаются либо центральностью, либо посредничеством их соответствующих местоположений.

РАЗМЕРЫ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Важность транспортного терминала часто зависит от его размера. Крупным транспортным терминалам, в частности портам и аэропортам, присваивают статус «ворот» или «хаба», поскольку они становятся обязательными пунктами транзита между различными сегментами глобальной транспортной системы. Контейнеризация способствовала появлению иерархии терминалов, выполняющих различные функции: от больших ворот, координирующих потоки на большой рыночной площади, до небольшой железнодорожной станции или грузового депо, обслуживающего местный рынок. То же самое касается и перевозки пассажиров, где очевидна определенная иерархия терминалов.

АТРИБУТЫ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Три основных атрибута связаны с важностью и эффективностью транспортных терминалов:

Место нахождения

Основным местным фактором транспортного терминала, очевидно, является обслуживание большой концентрации населения и / или промышленной деятельности, представляющей рыночную площадь терминала. Конкретные терминалы имеют определенные локальные ограничения, такие как портовые и аэропортовые объекты. Новые транспортные терминалы, как правило, расположены за пределами центральных районов, чтобы избежать высоких цен на землю и заторов.

Доступность

Доступ к другим терминалам (в местном, региональном и глобальном масштабе), а также то, насколько хорошо терминал связан с региональной транспортной системой, имеет большое значение. Например, морской терминал не имеет особого значения, если он эффективно обрабатывает морские перевозки, но плохо связан со своими рынками через систему внутреннего транспорта (железнодорожный, автомобильный или баржевый).

Инфраструктура

Основная функция терминала — обрабатывать и направлять грузы или пассажиров. У них есть номинальная вместимость, которая связана с количеством земли, которую они занимают, а также с уровнем их технологической, трудовой и управленческой интенсивности. Следовательно, вопросы инфраструктуры важны, поскольку они должны учитывать текущий трафик и предвидеть будущие тенденции наряду с технологическими и логистическими изменениями. Следовательно, современная терминальная инфраструктура требует огромных инвестиций и является одной из самых больших когда-либо построенных структур. Аэропорты, порты и распределительные центры хорошо видны на изображениях дистанционного зондирования. Оптимальным считается коэффициент использования от 75 до 80% проектной мощности, поскольку выше этого уровня начинает возникать перегрузка, которая подрывает надежность терминала. Терминал редко имеет равномерное использование, которое чаще всего характеризуется периодами высокой и низкой активности.

ВРЕМЯ ПРОСТОЯ В ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛАХ

Время, в течение которого транспортному средству (автобусу, грузовику, поезду или кораблю) разрешается загружать или выгружать пассажиров или груз в терминале, обычно называют временем простоя. Для грузовых терминалов время простоя означает количество времени, в течение которого груз находится в терминале или в зоне хранения в ожидании загрузки. Время простоя может быть оперативным, что отражает производительность терминальной инфраструктуры и управления, включая планирование и доступность транспортных услуг. Оно также может быть транзакционным, что обычно связано с выполнением процедур оформления (например, таможенных). Наконец, время простоя может быть связано с хранением, что подразумевает, что владелец или перевозчик груза намеренно оставляет груз в терминале в рамках стратегии управления транспортом или цепочкой поставок. Интермодализм породил новые отношения между транспортными терминалами, которые становятся узлами в интегрированных транспортных цепях. Это особенно относится к портовым, железнодорожным и баржевым терминалам. Новые формы интеграции также появляются, например, между портами и аэропортами.

ФУНКЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Транспортный терминал состоит из набора интермодальных инфраструктур, использующих преимущества географического положения и обеспечивающих более высокий уровень доступа к местным, региональным и глобальным рынкам. Терминалы в различной степени привязаны к месту расположения. Например, морские транспортные терминалы особенно зависят от местных условий, особенно если речь идет о крупной портовой деятельности, которая может проводиться в ограниченном количестве мест. Терминалы аэропорта более гибкие в своем местоположении, но все же привязаны к конкретным местным ограничениям.

Терминалы выполняют три основные функции в транспортных системах:

Связь

Транспортные терминалы обеспечивают связь в транспортной сети. Например, станции метро являются связующими узлами транзитной сети, а порты и аэропорты являются связующими узлами морских и воздушных сетей.

Взаимодействие

Транспортные терминалы обеспечивают взаимодействие между разными видами транспорта, позволяя пассажирам и грузам перемещаться. Порт или аэропорт являются точками взаимодействия между морскими или воздушными и наземными транспортными системами.

Буфер

Транспортные терминалы обеспечивают буфер между различной пропускной способностью и частотой транспортировок. Контейнеровоз может заходить в порт один раз в два дня, а грузовики с контейнерами могут заходить и выходить из терминала каждые несколько минут. Аналогичная и с аэропортами, которые выступают в качестве буферов между различными уровнями обслуживания наземных транспортных систем и расписанием воздушных перевозок.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Поскольку терминалы выполняют функции и транспортировки, и консолидации грузов/пассажиров, терминалы важны с экономической точки зрения из-за затрат, понесенных при выполнении этих действий. Трафик, который они обрабатывают, является источником занятости и приносит пользу региональной экономической деятельности, в частности, обеспечивая доступность для поставщиков и клиентов. Терминальные расходы представляют собой важный компонент общих транспортных расходов. Это фиксированные расходы, которые понесены независимо от продолжительности возможной транспортировки, и значительно различаются в зависимости от видов транспорта.

Терминальные расходы можно рассматривать как:

Расходы на инфраструктуру

Включают расходы на строительство и техническое обслуживание таких конструкций, как опоры, взлетно-посадочные полосы, краны и объекты (склады, офисы и т. д.).

Перегрузочные расходы

Расходы на погрузку и разгрузку пассажиров или грузов.

Административные расходы

Многие терминалы управляются такими учреждениями, как администрация порта или аэропорта, или частными компаниями (например, операторами терминалов).

Поскольку суда имеют наибольшую грузоподъемность, они несут самые большие затраты на терминалы, поскольку загрузка или разгрузка судна может занять много дней. И наоборот, грузовой или пассажирский автобус могут быть загружены намного быстрее, и, следовательно, затраты на терминалы для автомобильного транспорта являются самыми низкими. Терминальные издержки играют важную роль в определении конкурентной позиции между видами транспорта. Из-за высокой стоимости грузовых терминалов морские и железнодорожные перевозки, как правило, не подходят для транспортировки на короткие расстояния.

Конкуренция между видами транспорта часто измеряется сравнением стоимости. Усилия по снижению транспортных расходов могут быть достигнуты за счет использования более экономичных транспортных средств, увеличения размеров судов и сокращения рабочей силы, используемой в поездах. Однако, если конечные затраты также не будут уменьшены, выгоды не будут реализованы. Например, при транспортировке по водным ресурсам потенциальная экономия от масштаба, достигаемая за счет более крупных и более экономичных судов, будет сведена на нет, если потребуется больше времени для загрузки и разгрузки гигантских судов.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

За последние десятилетия были предприняты очень важные шаги по снижению терминальных затрат. К ним относится внедрение систем управления информацией, таких как EDI (электронный обмен данными), которые значительно ускоряют обработку информации и устраняют задержки, типичные для бумажных транзакций. Наиболее значительным событием стала механизация погрузочно-разгрузочных работ. Механизации способствовало использование единиц стандартных размеров, таких как поддон и, что наиболее важно, контейнер. Контейнер, в частности, произвел революцию в терминальных операциях.

Как известно, от высоких терминальных затрат наиболее страдает морской транспорт. Раньше судам для выгрузки/погрузки грузов в порту могло понадобиться около трех недель. Гораздо большие современные суда проводят в порту менее пары дней. Контейнеровозу Panamax требуется приблизительно 750 работочасов для загрузки и выгрузки. До контейнеризации потребовалось бы 24 000 работочасов для обработки того же объема груза. Железнодорожная отрасль также выиграла от внедрения контейнеров, которые позволяют собирать поезда на грузовых площадках в считанные часы, а не дни. Многие механизированные терминалы в настоящее время автоматизируются, что еще больше повышает их производительность и снижает затраты на рабочую силу. Тем не менее, автоматизация требует значительных капитальных затрат.

Снижение терминальных затрат оказало значительное влияние на перевозки и международную торговлю. Оно не только снизило общие грузовые тарифы и тем самым изменило конкуренцию между видами транспорта, но и оказало глубокое влияние на транспортные системы. Суда проводят в порту гораздо меньше времени, что позволяет им совершать гораздо больше прибыльных рейсов в год. Эффективность в аэропортах, железнодорожного транспорта и в портах значительно повышает эффективность перевозок в целом.

Деятельность в транспортных терминалах представляет собой не только обмен товарами и людьми, но и также является важной экономической деятельностью. Занятость людей в различных терминальных операциях представляет преимущество для местной экономики. Докеры, обработчики багажа, операторы кранов и авиадиспетчеры являются примерами рабочих мест, создаваемых непосредственно терминалами. Кроме того, существует широкий спектр видов деятельности, связанных с транспортной деятельностью в терминалах. К ним относятся фактические перевозчики (авиалинии, судоходные линии и т. д.) и посредники (таможенные брокеры, экспедиторы), необходимые для осуществления транспортных операций в терминале. Не случайно узлы, включающие крупный аэропорт, порт или железнодорожный терминал, также являются важными экономическими центрами.

Ссылка на основную публикацию