Сколько аэропортов в Москве: список названий, какой ближе к центру, самый большой аэропорт Москвы

Все аэропорты Москвы

Наиболее загруженные гавани

О первых трех наслышаны не только в Москве. Знают о них во всей России и за рубежом. Шереметьево, Домодедово и Внуково занимают верхние строчки списка самых загруженных авиационных узлов в стране и за год пропускают через себя в районе 20-30 миллионов пассажиров каждый.

Внуково

VKO – единственный крупный авиакомплекс, расположенный в пределах Москвы. При этом центр города и аэровокзал разделяют около 40 километров. Стоит последний в юго-западном направлении от столицы.

По размеру занимаемой территории Внуково – самый большой аэропорт в России. Охватывает он 270 тысяч квадратных метров. На этой площади располагаются 3 основных конструкции.

  1. Внуково-1 представлен грузовым и 3 пассажирскими терминалами. Обслуживает внутрироссийские и международные рейсы.
  2. Второй предназначен для вылета и приземления первых лиц нашей и других стран.
  3. Внуково-3 имеет несколько VIP-терминалов. Занят работой с перелетами членов московского правительства, бизнес-авиацией и Роскосмосом.


Взлетно-посадочных полос у VKO две. Они поочередно провожают и принимают самолеты 29 авиакомпаний, работающих на 175 направлениях. Базовым узел является для «Ай Флай», Utair, «Победы» и «России». Причем 3 последних обеспечивают воздушным воротам 80% пассажиропотока.

По количеству прошедших людей комплекс занимает 3 место в России. В 2017 году он обслужил чуть больше 18 миллионов человек. К такому показателю авиаузел шел более 100 лет.

Строить VKO начали в 1937, чтобы разгрузить действующие в то время Быково и основной аэродром города на Ходынском поле. Последний уже в 1945 перенесли в новый Внуково. С 1990-х правительство направляет на развитие VKO значительные инвестиции. Последние существенные изменения коснулись взлетно-посадочных полос – их реконструировали и оборудовали по современным стандартам.

Шереметьево

Первый по объему пассажироперевозок в России

В 2017 году международный SVO обслужил 39,6 миллиона человек, являясь лидером по пассажироперевозкам в России и на 2015 год одиннадцатым в Европе. Авиакомпании, отправляющие отсюда самолеты, соединяют его с более чем двумя сотнями пунктов назначения в нашей стране и мире. Большую часть рейсов выполняет «Аэрофлот» – SVO является одним из базовых аэропортов перевозчика.

Находится Шереметьево в северо-западном направлении от Мск. Территориально он стоит за пределами столицы и относится к области, к городскому округу Химки. SVO считается ближайшим к центру Москвы авиаузлом – отделяют точки примерно 30 километров. Из станций метрополитена ближе всего к комплексу располагается «Речной вокзал», доехать от нее можно на регулярных автобусах.

Состоит SVO из 5 пассажирских павильонов, 2 грузовых – «Шереметьево-Карго», «Москва-Карго» – и аэродрома с 2 взлетно-посадочными полосами. К ЧМ-2018 должна была появиться еще одна полоса, но строители с ее сдачей запаздывают. Большая часть аэровокзального комплекса открылась уже в 2000-х. Изначально же, по планам 1953, он задумывался лишь как военный аэродром – главная база ВВС СА.

К обслуживанию гражданской авиации Шереметьево перешел в 1959 году. Считается, что инициатива превращения военного аэродрома в пассажирский авиаузел принадлежит Хрущеву. Во время визита в Великобританию он был настолько впечатлен лондонским Хитроу, что дал указание возвести подобный в СССР. В 1964 SVO-1 принял первых пассажиров, а к 70-му стал крупнейшим в стране.

Домодедово

DME, в 1954 задуманный как второй аэровокзал московского авиаузла, и в наши дни продолжает занимать эту позицию. До недавнего времени он еще держал пальму первенства по пассажирообороту в России, но в 2014 уступил Шереметьево. В прошлом году Домодедово обслужил 30 миллионов человек.

Как и главный конкурент, относится он к международным аэропортам федерального значения. С территории отправляются лайнеры 82 перевозчиков, обслуживающих 247 направлений в разные части света. Чуть больше 80 маршрутов являются уникальными для московского региона.

Стоит в 45 километрах от центра столицы. При перемещении на личном транспорте двигаться следует в юго-восточном направлении, к пересечению округа Домодедово и Раменского района. Поездка без пробок отнимает чуть больше часа.

В DME функционируют 1 пассажирский терминал и 2 независимые, в отличие от полос Шереметьево, ВПП. Еще одна должна была появиться перед ЧМ-2018, но введение ее в эксплуатацию отложилось. Несмотря на это, руководство строит смелые планы по дальнейшему развитию и расширению аэропорта – к 2055 году количество взлетно-посадочных полос Домодедово может увеличиться до 8.

Днем рождения воздушного порта принято считать 7 апреля 1962. Спустя год после этой даты из Домодедово начали выполняться почтовые и грузовые рейсы, а еще через год отсюда полетел первый пассажирский самолет. Регулярное авиасообщение наладилось в 1966. А к 1992, усилиями руководителей «Ист Лайна», DME получил статус международного.

Посмотрите, как устроены гиганты столичного авиаузла изнутри. Как взаимодействуют службы аэропортов и чего на территории лучше не делать.

Менее популярные аэрогавани

Из-за постоянно растущего пассажирооборота первые 3 с нагрузкой уже не справляются. В поддержку им на территории Москвы и МО реконструируют дополнительные, к которым относят Жуковский (Раменское), Остафьево и Чкаловский. Первым двум, как и гигантам отрасли, присвоены коды IATA. Это означает, что объекты имеют статус международных и федеральное значение.

Жуковский

В этом списке ZIA появился совсем недавно. Обслуживать людей он начал в 2016 и считается экспериментальным. Даже названия пока 2: Раменский по имени аэродрома, на котором он базируется, а Жуковский – по району расположения.

Размещено строение в области, в 43 километрах от центра столицы в юго-западном направлении. Преодолеть расстояние на личном транспорте можно в среднем за 50-60 минут.

Изначально место использовалось для испытаний военной и гражданской авиатехники. Но в 2012 году появились идеи о создании на его базе полноценной воздушной гавани. Воплотить планы в жизнь удалось спустя 4 года – официально Жуковский открылся 30 мая 2016. Причем от роли в экспериментальной авиации объект не отказался, гражданский сектор лишь инвестирует в его развитие.

Первый регулярный рейс, вылетевшей из пункта с пассажирами на борту, запустила Air Kyrgyzstan. Сегодня ее среди перевозчиков нет, но есть с десяток других: Air Manas, Pegas Fly, Avia Traffic Company, Onur Air, «Белавиа» и «Уральские авиалинии». Отправляются лайнеры компаний в основном в ближнее зарубежье и Турцию.

На территории располагаются посадочный терминал и 1 функционирующая ВПП. В дальнейшем этот скромный набор планируется расширить новыми аэровокзалом, коммерческими объектами, зонами технического обслуживания летательных аппаратов, гостиницами, парковками и офисными центрами. Руководство ZIA предполагает, что благодаря постепенному развитию к 2020 году пассажиропоток вырастет до 10,8 миллионов. Тогда как в 2017 этот показатель зафиксировался на отметке в 426 тысяч, сопоставимыми с «достижениями» главных авиаузлов Саратова и Белгорода.

Остафьево

Об OSF слышали немногие – он позиционирует себя как аэровокзал для бизнес-авиации. Изначально, в 1934, объект создавался как аэродром НКВД, после принадлежал Минобороны СССР и только в 2000 перешел к работе с гражданскими рейсами. Теперь отсюда осуществляются внутрироссийские и международные перелеты.

Удален на 35 километрах от Мск. Территориально относится к Новомосковскому округу, расположен близ Южного Бутово. В зависимости от выбранного пути дорога до Остафьево без пробок отнимает от 50 до 70 минут.

В настоящее время OSF располагает пассажирским павильоном, основной взлетно-посадочной полосой с искусственным асфальтобетонным покрытием, грунтовой резервной, 26 стоянками для судов, ремонтными центрами и зонами обслуживания авиатранспорта. Самолеты Остафьево принимает не все, приземляются здесь Ан-12, Ту-134, Boeing-737, Falcon-900/2000, другие подобные и более легкие. Этого набора хватает, чтобы обслуживать транспортную авиацию ВМФ, бизнес-перелеты с «Газпром авиа» и другими компаниями. В 2016 году пассажиропоток Остафьево составил 6272 человека.

Чкаловский

Чкаловский известен еще меньше. Официально он значится как военный, главный аэродром ВВС РФ. Но осуществляет предприятие и коммерческие авиаперевозки на военных судах. При наличии требуемых разрешений рейс может быть и грузовым, и пассажирским.

Находится объект близ Щелково, в 40 километрах к северо-востоку от столицы. При благоприятных условиях на дорогах преодолеть расстояние на автомобиле можно за час.

Появился аэродром в 1930 году. В 1932 он впервые принял самолет – бомбардировщик под управлением В. П. Чкалова, а спустя почти 70 лет обзавелся гражданским сектором для обслуживания частных грузоперевозок. С тех пор руководство Чкаловского ведет активную работу по реконструкции объекта. В 2010 уже предпринимались попытки открыть аэровокзал для людей, но лицензию он так и не получил. Как пока не может получить и международный статус, хотя работа в этом направлении ведется.

Московский авиаузел самый богатый в стране по количеству воздушных гаваней. Есть среди них и небольшие, созданные для частных перелетов, и крупные, рассчитанные на международные и регулярные внутренние перевозки. Причем в ближайшее время территории комплексов, вероятно, будут расширяться или искать помощи у новых объектов, чтобы точно удовлетворить потребности всех пассажиров.

Количество и названия аэропортов Москвы

Москва – крупный туристический город. Необходимость большого количества аэропортов обусловлена растущими запросами населения и гостей нашей столицы. Сколько аэропортов в Москве, обычному человеку сказать тяжело. У всех на слуху названия таких крупных объектов, как Домодедово, Шереметьево и Внуково. Некоторые граждане еще помнят закрывшийся Быково, а некоторые знают о том, что с 2016 года начал работать новый аэропорт Жуковский (другое название – Раменское). О менее известных объектах знают еще меньше людей. Наряду с гигантами Московского авиационного узла, в пределах столицы расположены военные, грузовые, учебные и небольшие гражданские аэропорты и аэродромы.

Список основных аэропортов Москвы

Роль основных воздушных гаваней нашей столицы выполняют: Домодедово, Шереметьево и Внуково. Их названия знают практически все. Они осуществляют пассажирские и грузовые перевозки.

  1. Домодедово – удерживал звание лидера по объему пассажиропотока 10 лет. В последнем 2016 году уступил главному сопернику. Здесь обслуживается наибольшее количество людей – 28 – 30 миллионов в год.
  2. Шереметьево – самый большой аэропорт Москвы по площади. Общее количество площади, которая отведена под все строения (вместе с взлетными полосами, терминалами и дополнительными техническими сооружениями), насчитывает 480 тысяч квадратных метров.
  3. Внуково – третий популярный аэропорт. Пассажирские терминалы занимают площадь в 300 тысяч кв. километров. Среднее количество обслуживаемых пассажиров в год – 14 млн.

Вспомогательные аэропорты Москвы

Поскольку три гиганта уже не справляются с огромным потоком желающих перемещаться воздушным путем, в столице строят и реконструируют дополнительные воздушные врата.

  1. Жуковский (Раменское) пока носит статус экспериментального объекта. Двойное название обусловлено тем, что аэропорт базируется на аэродроме Раменское в районе Жуковский. Он начал осуществлять пассажирские перевозки с июня 2016 года. Планируется, что в ближайшем будущем будет стремительно расширяться и примет часть нагрузки по пассажиропотоку на себя. На сегодняшний день здесь обслуживаются рейсы в 6 направлениях: внутренние и в ближние страны СНГ. А еще его использует МЧС России.
  2. Остафьево находится близ района Южный Бутово. Раньше это был аэродром военного назначения. Сейчас здесь осуществляются внутренние и международные пассажирские перевозки (после реконструкции с 2000 года). Позиционирует себя как аэропорт бизнес-авиации, поэтому о нем знают немногие. Главной базирующейся компанией является Газпромавиа. Здесь же находится база Минобороны РФ. Бизнес-авиация предлагает полеты на лучших новых частных лайнерах для группы из нескольких людей по индивидуальному маршруту. Время полета устанавливает сам заказчик. Воспользоваться такими услугами могут только очень состоятельные люди.
  3. Чкаловский значится, как военный аэродром. Находится близ города Щелково. Здесь базируется предприятие, которое осуществляет авиаперевозки на коммерческой основе. Полеты выполняются на военных самолетах. При наличии специального разрешения возможны грузовые и пассажирские перевозки. В 2010 году планировалось реконструировать и открыть Чкаловский для пассажиров, но Ространснадзор отказал в выдаче лицензии. По решению правительства ведутся мероприятия по присвоению ему международного статуса и включению его в список грузовых аэропортов.
Читайте также:  Виды самолетов: какие названия, кто их создал

Список спортивных аэропортов Москвы

Спортивные аэродромы Москвы представляют интерес для граждан, которые желают обучиться пилотированию на самолете или вертолете на любительском уровне или научиться прыгать с парашютом. Здесь обычно базируются частные воздушные суда компаний, идет подготовка и квалификация пилотов, проводятся учебные и тренировочные занятия спортивных команд.

  1. Мячково – спортивный аэродром в Раменском районе, предоставляющий коммерческие услуги по аренде грузовых помещений и взлетных полос на своей территории. Закрыт для пассажирских перевозок в 2009 году. Может принимать вертолеты всех видов и некоторые модели самолетов (весом до 5700 кг). На территории объекта организованы два любительских клуба. Здесь владельцы авиационной техники могут найти временное пристанище для своего судна, провести техосмотр, заправиться топливом или арендовать площадку для своих целей.
  2. Дракино – учебный и туристический объект, где проводится обучение и подготовка профессиональных пилотов или любителей. На карте можно найти в Серпуховском районе Москвы. Больше известен, как школа высшего пилотажа. Здесь тренируется спортивная сборная нашей страны, и проводятся ежегодные соревнования по пилотажу. Аэродром открыт и для посетителей, как развлекательный объект. Предлагается ознакомительный обзорный тур на самолете или воздушном шаре. Здесь можно не только понаблюдать за полетом воздушных лайнеров, но и самому посидеть за штурвалом и ощутить прилив адреналина, управляя легендарным ЯК-52. Если нет навыков пилотирования, можно просто покататься с пилотом-инструктором. Записываться нужно заблаговременно, ознакомившись с информацией по стоимости и условиям обслуживания.
  3. Кубинка – аэропорт совместного базирования, расположен в 60 км от Москвы. Здесь базируются две показательные команды РФ «Стрижи» и «Русские витязи», которые представляют нашу страну на различных соревнованиях по показу авиационной техники. Также здесь базируется кубинский спортклуб, который предоставляет услуги по обучению прыжкам на парашюте. В 2010 году большая часть аэродрома была выкуплена частным инвестором и запланировано открыть аэропорт для частной бизнес-авиации. К 2018 году должны передислоцировать центр показательной авиационной техники и спортклуб.
  4. Северка – частный спортивный аэродром в 73 км от Москвы в Коломенском районе. Здесь базируются несколько авиационных спортклуба. Любительские полеты проводятся на самолетах 5 моделей.
  5. Коробчеево – спортивный аэродром в Коломенском районе. Здесь на коммерческой основе предлагается обучение парашютному спорту и прыжки с парашютом с самолета. Инфраструктура включает одну гостиницу, 15 коттеджей, ресторан и кафе, площадки для игры в хоккей и волейбол, зрительские места.

На сегодняшний день список аэропортов Москвы, которые осуществляют массовые пассажирские перелеты, включает 4 объекта: Домодедово, Шереметьево, Внуково, Жуковский. К бизнес-авиации можно отнести Остафьево и Кубинку (пока там обслуживаются эпизодичные частные пассажирские рейсы). Основной военный аэродром Москвы – Чкаловский. К закрытым аэродромам относятся Малино и Быково. Быково планировалось реконструировать и открыть для пассажирских перевозок с пассажиропотоком 500 000 человек в год, но планам не было суждено сбыться. Сейчас здание терминала снесено, на его месте остались только складские помещения.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Какие аэропорты есть в Москве и как они называются?

Сколько аэропортов в Москве и их названия соответствуют месту нахождения или же возникли по иным причинам? Все ли аэровокзалы – действующие? Много ли закрытых аэродромов? Все ли аэровокзалы имеют международный статус?

Вопросов в связи с количеством аэропортов в Москве, их характеристиками и функциональностью, может возникнуть достаточно много. Столица страны, как и любой крупный мегаполис, а также центр политической и культурной жизни, разумеется, располагает не одним и даже не парой действующих аэровокзалов.

Основные аэропорты столицы

Какие аэропорты есть в Москве? Вероятно, наиболее верным ответом на подобный вопрос будет – все. Гражданские, военные, международные и прочие. Москва – один из самых крупных мегаполисов на планете, а кроме этого, еще и столица огромной страны. Соответственно, этот город практически окружен взлетно-посадочными полосами самого разного назначения.

Конечно же, о военных и стратегических аэропортах практически ничего не известно, а мелькающие периодически в средствах массовой информации рассказы больше напоминают изложение слухов, чем достоверные факты. Но совсем другое дело – аэропорты гражданские, в которых заходят на посадку и взмывают в небеса транспортные и грузовые воздушные лайнеры.

Самыми известными воздушными воротами столицы принято считать:

  1. Шереметьево.
  2. Внуково.
  3. Домодедово.
  4. Быково.
  5. Раменское – аэропорт МЧС в городе Жуковском.
  6. Чкаловский.
  7. Остафьево.
  8. Мячково.

Ежедневно через эти аэровокзалы проходит множество людей, различных грузов, садятся и поднимаются в воздух тысячи самолетов.

Шереметьево

Как и все международные аэропорты, Шереметьево – крупный и современный вокзальный комплекс. Этот аэропорт является одним из самых востребованных и больших не только в России, но и в целом в мире.

Кроме того, что аэровокзал – самый популярный, он еще и наиболее близко располагается к центру города, в сравнении с другими. Находится он в северо-западном направлении, на удалении менее чем в 30 км от центральных столичных улиц. Совсем рядом с аэропортом два московских района:

Комплекс состоит из 6 терминалов:

  1. «А» – тут сосредоточены «деловые перелеты», к примеру, сюда прибывают частные самолеты с бизнесменами на борту, лайнеры с политическими делегациями и обслуживаются прочие, подобные рейсы.
  2. «В» – терминал не функционирует, более того, его фактически нет, поскольку выстроенное в советские годы здание было снесено, а новое только начали возводить.
  3. «С» – в настоящее время частично закрыт, и используется лишь при возникновении чрезмерной нагрузки в других терминалах, причина закрытия – реконструкция части здания для соединения с будущим новым терминалом «В».
  4. «D» – в настоящее время максимально загруженный терминал, в котором сосредоточены посадки и взлеты лайнеров, выполняющих как внутренние рейсы, так и международные.
  5. «Е» – часть комплекса, имеющая особый статус, тут обслуживаются исключительно рейсы судов компании «Аэрофлот» и лайнеры компаний, входящих в альянс «SkyTeam».
  6. «F» – на данное время тут обслуживаются рейсы компании «Royal Flight».

Здания терминалов «D», «E», «F» объединены в комплекс, называемый Южным. Сюда пребывает аэроэкспресс, тут находятся остановки транспорта и парковки.

Домодедово

Второй по востребованности столичный аэровокзал. Ехать из центральных районов к нему дольше, чем в Шереметьево. Аэропорт расположился на расстоянии 45 км от центра столицы, в юго-восточном направлении.

Домодедово устроен в некотором роде уникально. Этот аэровокзал располагает параллельными удаленными полосами, позволяющими одновременно взлетать и приземляться нескольким рейсам.

Также тут своя собственная система регистрации, которая обычно не сразу понятна впервые оказавшимся в стенах этого аэровокзала людям. Проходит она «по островам». Это означает, что в здании терминала аэропорта имеются отдельные места, разделенные на секции. Они и называются «острова».

Есть 4 крупных «острова» в каждом из которых функционируют 22 секции, имеются 3 «острова» поменьше с 20 секционными проходами и предусмотрены отдельные секции для багажа.

Терминал же тут только один, но размеров здания хватает, поскольку внутри все размещено эргономично и удобно.

Внуково

Этот аэровокзал – старый и большой. Возведение началось еще до Великой Отечественной войны, в 1937 году. В то время расположение казалось удаленным, но в наши дни город разросся. Чтобы оказаться в залах Внуково, потребуется проехать 10 километров от МКАД, со стороны юго-запада.

Здесь базируется множество авиакомпаний, включая и те, которые обслуживают крупные корпорации, например, «Газпром Авиа». Конечно же, Внуково является международными воздушными воротами столицы, в котором обслуживаются рейсы со всего мира.

Аэровокзал состоит из трех комплексов. В первом размещаются терминалы:

  • «А» – терминал, принимающий пассажирские рейсы;
  • «В» – пребывает на реконструкции, закрыт в 2016 году, однако на полосы могут приземляться самолеты в экстренных случаях;
  • «D» – принимает внутренние авиарейсы из отдаленных уголков страны.

У Внуково-2 – государственный статус. В этом терминале обслуживаются правительственные перелеты, к примеру, отсюда вылетает глава государства.

Третий комплекс обслуживает:

К примеру, отсюда вылетают депутаты, столичное руководство и многие другие. Здесь же базируется «Роскосмос».

Раменское

Это аэропорт – база для самолетов и вертолетов МЧС, в области, вблизи от города Жуковский. Это в 36 километрах от городской черты Москвы. Здесь же проходят испытания воздушных судов.

Однако аэровокзал вовсе не закрытый – работает в штатном режиме и принимает пассажирские рейсы. Терминал тут только один, но и пассажиропоток сравнительно невелик. Этот аэропорт обладает полосой уникальной длины – 5,4 км. Это одна из наиболее длинных полос в мире. Благодаря такой особенности в Раменском могут принять абсолютно любой самолет, вне зависимости от его размеров и тяжести.

Быково

Еще один аэровокзал, расположенный в области, вблизи города Жуковский. Аэродром не функционирует в качестве гражданского аэропорта. Закрыли его восемь лет назад, в 2010 году.

До 2010 здесь приземлялись внутренние авиарейсы из близких к Москве регионов, например, сюда прилетали самолеты из ярославской Туношны. Обслуживались здесь и вертолеты. Закрытие аэровокзала было связано не с тем, что аэродром технически устарел, а с отсутствием востребованности.

Читайте также:  Что за авиакомпания «Вим-Авиа»: отзывы пассажиров, правила провоза багажа, парк самолетов

Здесь базируются вертолеты МВД страны и служба таможни. Здание аэровокзала давно демонтировано, а в большинстве ангаров расположены таможенные склады.

Остафьево

Это аэропорт с историей, не особо простое место. Расположен аэровокзал вблизи относительно недавно выросшего жилого района Южное Бутово. Выстроили аэродром в 1934 году для нужд НКВД. Конечно же, то, что связано с функционированием Остафьево до начала войны неизвестно.

В военные годы аэропорт имел огромное значение. Через него проходили важные грузы и не только. К примеру, с этих полос эвакуировали ученых, членов правительства. После 1945 года Остафьево передали военным.

Здесь только один терминал, однако весьма современный. Заявленная пропускная способность – 70 человек в час на внутренних рейсах и 40 – на международных. Это, конечно же, в разы меньше, чем в терминалах Шереметьево, Внуково или Домодедово, но в сравнении с многими аэровокзалами Европы – весьма много.

В Остафьево обслуживаются специальные рейсы бизнес-авиации.

Чкаловский

Это военный аэропорт, не принимающий гражданские рейсы, за исключением тех, которые нуждаются в экстренной посадке. Местные технические возможности ограничены, ориентирован Чкаловский не на самолеты, а на вертолеты. Но взлетно-посадочные полосы тут есть и ими при необходимости пользуются.

Расположен аэропорт в области, вблизи города Щелково. От Москвы он удален на 31 км и прямого шоссе к МКАД от Чкаловского нет.

В конце прошлого века, когда армия пребывала в упадке, кризисе, а имущество распродавалось с молотка, аэропорт собирались приватизировать и превратить в гражданский, принимающий частные рейсы. Даже обсуждался проект по вырубке значительного участка лесного массива, для того, чтобы проложить прямую трассу к МКАД. К счастью для местной экологии, этому не было суждено воплотиться в жизнь.

Сегодня в Чкаловском – база Авиационной дивизии специального назначения.

Видео: гостеприимные аэропорты Москвы.

Мячково

Небольшой и уютный сельский аэропорт, напоминающий европейские провинциальные мини-аэровокзалы. Выстроен он недалеко от городской черты, в 16 км от МКАД. Неподалеку расположилась деревня Верхнее Мячково, именно она и дала название аэропорту.

Как гражданский аэровокзал Мячково функционировал до начала 2009 года. В том же году его официально реорганизовали в спортивный аэродром. Сюда приезжают те люди, у которых имеются собственные легкие самолеты.

Помимо частной авиации, аэродром располагает вертолетными площадками и периодически принимает небольшие чартерные или специальные ведомственные рейсы.

В Мячково одновременно функционируют два аэроклуба и летная школа. Разумеется, тут проходят медицинский осмотр перед тем, как подняться в воздух. Здесь же выстроены ангары, в которых стоят частные самолеты.

Ответить на вопрос, сколько в Москве аэропортов, без учета стратегических и закрытых объектов невозможно. Но о них информации, разумеется, нет. Поэтому принято считать, что в столице 8 действующих аэродромов.

Какой аэропорт в Москве самый большой

Фото с официального сайта аэропорта Внуково www.vnukovo.ru

В Москве четыре пассажирских аэропорта, и это не удивительно, всё-таки столица большой страны. К трём давно используемым Шереметьево (на север от Москвы), Домодедово (на юг) и Внуково (на запад) недавно присоединился Жуковский (на юго-восток). А какой из них самый большой, вы когда-нибудь задумывались?

На самом деле однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Потому что по разным параметрам будут выигрывать разные воздушные гавани. Разве что Жуковский пока по всем показателям уступает остальным.

Так вот, если считать по занимаемой площади, то самый большой аэропорт Москвы – это Внуково. Только основной его терминал А занимает 270 тыс. кв. м, и по этому параметру превосходит все аэропорты России.

А вот если считать по пассажиропотоку, то Внуково окажется на третьем месте. А на первое поднимется Шереметьево, который обслуживает почти 46 миллионов пассажиров в год (данные за 2018 год). Вторым за ним идёт Домодедово с 29 миллионами человек и уж потом Внуково с 21,5 миллиона. Жуковский пока обслуживает чуть больше миллиона человек, и это 26-е место в рейтинге российских воздушный гаваней по пассажиропотоку.

Аэропорт Внуково

Это самая старая воздушная гавань из ныне действующих. Когда-то Москве хватало аэропорта Быково и центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе, что базировался на Ходынке, где теперь всё застроено домами да поставлен громадный торговый центр.

Практически накануне войны появился Внуково – в помощь этим двум портам, но, конечно, в тех условиях стал просто военным аэродромом. После окончания Великой Отечественной войны во Внуково перевели большинство рейсов с Ходынки. Кроме того, он стал обслуживать полёты чиновников и высшего руководства страны. Собственно, по сей день и остаётся правительственным аэропортом.

Знаменитый фильм Александра Митты «Экипаж» снимали во Внуково-3.

Члены правительства и президент летают по своим важным государственным делам из Внуково-2, туда же прибывают руководители других стран. Внуково-3 предназначен для бизнес-авиации и вертолётов, а также обслуживает членов московского правительства и принимает гостей, прибывших к мэру.

Ну а мы с вами, если полетим из этого аэропорта, то из Внуково-1, хотя эту часть аэропорта называют просто «Внуково». Аэровокзальный комплекс его постепенно разрастался, и теперь состоит из трёх терминалов – А, В и D. Впрочем, два последних уже выведены из эксплуатации и используются только для расположения внутренних служб аэропорта. А все международные и внутренние рейсы проходят через терминал А.

Добраться из Внуково в Москву можно несколькими способами: на автобусе, маршрутке, аэроэкспрессе до Киевского вокзала или на такси. Можно и на собственном автомобиле: на территории аэропорта есть стоянки (заранее уточняйте на сайте Внуково их стоимость, она зависит от близости парковки к терминалу).

В планах московского правительства есть задумка довести линию метро прямо до аэропорта, чтобы можно было доехать сразу до центра города на подземке.

Аэропорт Шереметьево

Это самая большая (не по площади терминалов) воздушная гавань не только Москвы, но и России, к тому же входит в двадцатку крупнейших европейских аэропортов.

Заложенный в 1953 году, аэропорт строился четыре года, а ещё через два с его взлётно-посадочной полосы взмыл в воздух первый самолёт – советский ТУ-104, следовавший в Ленинград. Через год, в 1960-м появился первый международный рейс – в Берлин, затем география полётов расширилась до обеих Америк.

Шереметьево знаменит тем, что именно в нём прятался от американских спецслужб Эдвард Сноуден.

Поначалу в Шереметьево был один терминал, второй построили к Олимпиаде-80. С тех пор их стали называть Шереметьево-1 (он обслуживал внутренние рейсы) и Шереметьево-2 (служил для международных).

В это сложно поверить, но с тех пор, как железный занавес был поднят, и наши люди стали регулярно летать за границу, Шереметьево испытывал большие сложности. Ему не хватало мощностей для обслуживания такого количества пассажиров, кроме того, до него было страшно неудобно добираться – от конечных станций двух веток метро нужно было долго пилить на автобусе.

Проблемы начали решить с реконструкции терминала, который называли Шереметьево-2. Перестроенный его переназвали, и теперь это терминал F. Затем выстроили новый современный терминал D, ставший основным для базирующегося в Шереметьево «Аэрофлота». Чуть позже к ним присоединился Е – все эти три терминала соединены между собой, и можно пройти в один из другого внутри. Они расположены в северной части воздушного порта. В южной части находится терминал В, принимающий внутренние рейсы и терминал А, предназначенный для бизнес-авиации.

Раньше добираться из D, Е и F в терминал В нужно было на автобусе. Теперь в Шереметьево ходят внутренние поезда без машиниста, соединившие эти терминалы. Проезд бесплатен для всех посетителей аэропорта.

Добраться из Шереметьево в Москву можно на аэроэкспрессе до Белорусского вокзала, по-прежнему ходят автобусы до станций метро Речной вокзал и Планерная. Ночью ходит ночной автобус Н1, который доезжает до метро Юго-Западная через центр города. Таким образом можно ночью добраться из Шереметьево до Внуково (туда как раз идёт транспорт от Юго-Западной).

В Шереметьево также есть множество автомобильных парковок разной ценовой категории, а по дороге к нему расположена перехватывающая парковка, где вы можете подождать своего гостя, которого встречаете, чтобы не платить за стоянку в аэропорту.

Аэропорты Москвы: сколько их и как они называются

Исторически сложилось так, что Москва является крупнейшим транспортным узлом России вне зависимости от текущей географической конфигурации государства. Как в Древнем Риме все дороги вели в Рим, так и в России большинство дорог ведёт в Москву. То, что было оправдано в Средние века, когда Москва находилась в центре территории страны, уже в 20-м веке стало проблемой, когда оказалось, что из Курска в Волгоград, к примеру, удобнее ехать через Москву. Несмотря на всю нелогичность такого маршрута, он действительно удобнее – направления на Москву и из российской столицы имеют лучшую инфраструктуру и гораздо более регулярное расписание движения транспорта.

Развитие авиации, как ни странно, ничего принципиально не изменило. Казалось бы, воздушному транспорту не нужны подготовленные дороги – взлетел в одной нужной точке, да сел во второй. Однако уже сложившаяся логистика пассажирских и грузовых перевозок и косность мышления привели к тому, что Москва, ко всему прочему, стала крупнейшим пунктом пересечения воздушных трасс. Миллионы людей ежегодно прилетают в московские аэропорты и отбывают из них просто потому, что в Москве нужно делать пересадку.

В дополнение к чисто московскому пассажирскому авиационному потоку это создаёт серьёзную нагрузку на наземную инфраструктуру авиационного транспорта. В Москве и вокруг неё есть несколько крупных аэропортов и ряд маленьких. К чести их руководства и персонала следует отметить, что в нормальных, не форс-мажорных условиях, все аэропорты справляются со своей работой. Претензии, конечно, есть к дорожному движению, но их адресовать нужно не к аэропортам.

Аэропорты и аэродромы это не только пассажирские перевозки. В московской агломерации есть, кроме пассажирских, военные, спортивные и частные аэропорты. Всего их насчитывается 12 (в списке представлены по алфавиту):

Желающие поностальгировать могут вспомнить аэропорт Быково, несколько десятков лет выполнявший функции главных воздушных ворот столицы. Маленький аэропорт закрыли на реконструкцию, однако после просчёта возможностей оказалось, что даже после серьёзной реконструкции аэропорт Быково не сможет конкурировать с более современными воздушными гаванями. Сейчас ангары бывшего аэропорта используются как склады, а взлётные полосы как автостоянки.

Читайте также:  Сколько военных самолетов у России: малая и стратегическая военная авиация, сравнение с ВВС США

Московский авиационный узел

В состав Московского авиационного узла (МАУ), осуществляющего основную массу пассажирских перевозок, входят шесть аэропортов:

  • «Внуково»;
  • «Домодедово»;
  • «Жуковский»;
  • «Остафьево» (вспомогательный);
  • «Чкаловский» (вспомогательный);
  • «Шереметьево»;

«Внуково»

Аэропорт «Внуково» находится в городской черте Москвы в нескольких километрах от МКАД. Он был открыт летом 1941 года перед самым началом Великой Отечественной Войны. В состав аэропорта на сегодняшний день входят три пассажирских терминальных комплекса и один грузовой. В 2017 году пассажиропоток во Внуково составил 18,1 миллиона человек – почти на 30%, чем годом ранее. «Внуково» является хабом для шести авиаперевозчиков, в том числе компаний «Россия» и «Якутия». Всего в аэропорту обслуживаются около 30 перевозчиков, летающих по 160 направлениям.

В аэропорту имеются специальные терминалы. «Внуково-2» обеспечивает полёты правительственной авиации. «Внуково-3» используется для частных и корпоративных рейсов.

«Домодедово»

Этот аэропорт расположен на самой городской черте – за «Домодедово» начинается Раменский район. От центра города до аэропорта, получившего, как и город, название от когда-то располагавшегося здесь села, примерно 45 километров.

«Домодедово» по пассажиропотоку занимает в России второе место. Услугами аэропорта в 2017 году воспользовались 30,7 млн. человек (+7% в сравнении с 2016 годом).

В «Домодедово» базируются четыре авиакомпании, в том числе «Уральские авиалинии» и «Red Lines». Всего рейсы почти по 250 направлениям осуществляют 82 авиаперевозчика.

«Жуковский»

Основывая гражданский аэропорт «Жуковский», его планировали назвать «Раменское», ведь базой для гражданского порта должен был стать широко известный аэродром «Раменское». Однако властям города Жуковский, в черте которого находится аэродром, и Московской области удалось со второй попытки продавить смену названия, и в 2017 году «Жуковский» появился на авиационных картах. Аэродром, на котором, в частности, проводят очень популярный Московский авиакосмический салон, название «Раменское» сохранил.

В «Жуковском» запланировано построить два терминала общей пропускной способностью до 7 млн. пассажиров в год. Сумма инвестиций в строительство терминалов, парковок и вокзала оценивается в 13 млрд. рублей.

«Остафьево»

Аэродром, ранее принадлежавший НКВД СССР, сейчас находится в совместном пользовании Министерства обороны РФ и «Газпрома». В «Остафьево» могут садиться относительно лёгкие пассажирские самолёты. Аэропорт имеет все необходимые сертификаты для обслуживания пассажирских рейсов, в нём оборудован пограничный пункт пропуска, поэтому в случае критических ситуаций в других аэропортах Московского авиационного узла «Остафьево» может служить резервным аэропортом.

«Чкаловский»

Аэропорт «Чкаловский» принадлежит российским военным. Кроме них, его эксплуатируют МЧС России, Национальная гвардии и компания «233-й лётный отряд», занимающаяся коммерческими перевозками на военных самолётах.

«Чкаловский» был построен на окраине г. Щёлково (сейчас около 30 км от Москвы) в 1929 году как испытательный аэродром. Отсюда осуществлялись знаменитые трансконтинентальные перелёты 1930-х годов.

С 1994 года «Чкаловский» разрешено использовать для пассажирских перевозок по согласованию с Министерством обороны. Аэропорту присвоен 1 класс, он может принимать самолёты Ту-154, Ил-76 и легче.

«Шереметьево»

Аэропорт «Шереметьево» является крупнейшей воздушной гаванью Москвы и всей России. В 2017 году через него прошли 40 млн. пассажиров. В 2016 году их было на 6 млн. меньше.

«Шереметьево» находится неподалёку (около 10 км) от МКАД между городами Лобня и Химки. В аэропорту работают шесть терминалов и грузовой комплекс. Здесь базируется крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот». Всего услугами «Шереметьево» пользуются почти 40 авиакомпаний, а полёты осуществляются в 138 аэропортов по всему миру.

Аэропорты и аэродромы, не входящие в МАУ

«Дракино»

Этот спортивный аэродром с не слишком привлекательным названием находится в Серпуховском районе. Здесь с 1936-го года работает Авиационный спортивный клуб, воспитавший много известных лётчиков и парашютистов. В «Дракино» ежегодно проходит красочный чемпионат России по высшему пилотажу.

«Коробчеево»

«Коробчеево» — это ещё один спортивный аэродром. Находится неподалёку от Коломны. Открыт для всех желающих совершить прыжок с парашютом. Работают также курсы частных пилотов.

«Кубинка»

Известный подмосковный аэропорт совместного использования. Расположен в нескольких километрах от одноимённого города. В основном используется военными, но имеет разрешение на приём серьёзных гражданских судов, включая Ту-134. Является базой для пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи».

«Малино»

Маленький аэродром известен тем, что базировавшиеся на нём вертолёты предназначались для эвакуации правительства СССР. В настоящее время вертолётный полк расформирован, аэродром используется коммерческими структурами.

«Мячково»

В 2009 году аэропорт «Мячково» (16 км от МКАД) утратил свой статус и стал просто аэродромом. Здесь базируются частные аэроклубы, вертолётчики ГУВД Москвы и вертолётный учебный центр. Взлётные полосы используются для автогонок.

«Северка»

Этот аэродром, находящийся в 70 км от Москвы, может принимать на свою асфальтированную полосу самолёты 4-го класса. На нём базируются два частных аэроклуба и четыре небольших авиакомпании, одна из которых и владеет аэродромом.

Воздушные гавани Москвы. Какой из аэропортов столицы самый большой, и наиболее маленький?

Москва является крупнейшей деловой и туристической столицей в мире. Интенсивный пассажиропоток обуславливает необходимость строительства достаточного количества аэропортов, которые удовлетворили бы в полном объеме спрос на перевозки. В городской авиационный узел входят основные и вспомогательные, военные и учебные воздушные гавани.

Воздушные гавани столицы России

Главными воздушными воротами Москвы являются крупнейшие аэропорты Внуково, Шереметьево и Домодедово. Эти названия хорошо знакомы не только жителям России, но и всего мира.

Менее известными считаются:

  • Чкаловский;
  • Быково (в настоящее время закрыт);
  • Жуковский;
  • Остафьево;
  • спортивный аэродром Мячково;
  • и учебно-туристический Дракино.

Функционируют частные и спортивные объекты – Северка и Коробчеево, а в 60 километрах от города расположился авиационный клуб, где находятся учебные базы команд «Русский витязи» и «Стрижи».

Уровень обслуживания достиг европейских стандартов, отлично продумана транспортная развязка и пути подъезда, а для пассажиров предусмотрены:

  • курсирующие по территории шатлы;
  • травалаторы;
  • электронные терминалы с понятным интерфейсом для самостоятельной регистрации;
  • специальные службы для людей с ограниченными возможностями.

Три основных воздушных гиганта на сегодняшний день не справились бы с бесконечным пассажиропотоком, суммарный годовой объем которого составляет 78 миллионов человек. Поэтому в столице ведется активная работа по проектированию и строительству новых, дополнительных объектов.

Шереметьево

По объему пассажиропотока это второй московский аэропорт, который расположен в Химках, в 29 километрах от города. На аэроэкспрессе в Шереметьево можно добраться с Белорусского вокзала за 30 минут, а с Савеловского до станции Лобня курсирует электричка. Для автомобилей функционирует трасса М-10.

Воздушная гавань состоит из нескольких терминалов:

  • «А» — введен в эксплуатацию в 2010 году для обслуживания бизнес-джетов;
  • «В» — посадочный пункт, функционирующий с 2018 года и рассчитанный на 15 миллионов человек в год;
  • «С» — терминал в западной части аэропорта с многоярусной удобной парковкой, 30 стойками регистрации и паспорт-контроля, интегрированный для удобства с комплексом «В»;
  • «D» — территория для обслуживания внутренних и некоторых международных рейсов;
  • «Е» — предназначен для работы с дочерними компаниями «Аэрофлота»;
  • «F» — старейший терминал, открыт в 1980 году, сегодня принимает особых клиентов, а на территории расположена комфортабельная гостиница и музей Шереметьево.

Предлагаем посмотреть видео об аэропорте Шереметьево:

Домодедово

Аэропорт представлен одним действующим терминалом, площадь которого составляет 150 тысяч квадратных километров. Расположен около города Раменское. Домодедово успешно прошел сертификацию и получил право принимать свыше 120 различных моделей авиалайнеров. Воздушная гавань является единственной в Российской Федерации, где одновременно происходит и взлет, и посадка судов.

Пассажиров обслуживают 60 регистрационных стоек. На втором этаже – зона повышенного комфорта, где есть:

Функционирует отделение полиции и пункт медицинского обслуживания.

Добраться в Домодедово удобнее всего на «Аэроэкспрессе», который курсирует с 06.00 до 24.00. Общественный транспорт представлен маршруткой №405, на ней можно добраться к месту вылета от станции «Домодедовская».

Внуково

Формально занимает третье по значимости место среди московских аэровокзалов. Статистика прошлого года свидетельствует о выполненном объеме перевозок в 16 миллионов человек. В гавани работает почтово-грузовое отделение, а также терминалы:

  • «А» — обслуживает основной внутрироссийский и международный пассажиропоток;
  • «В» — временно закрыт на реконструкцию;
  • «D» — функционирует в режиме обслуживания внутренних рейсов, а также сюда прибывают лайнеры из Северо-Кавказских республик.

В комплексе «D» предусмотрен послеполетный пассажирский досмотр. Внуково не уступает по развитию инфраструктуры другим крупнейшим гаваням столицы. Здесь функционируют:

  • пункты питания и торговые точки;
  • гостиница и паркинг;
  • зона отдыха и есть зона вай-фай.

Привокзальная площадь разделена на 5 полос: 3 предназначены для доступа к посадочным терминалам, левые – для въезда на паркинг или движению к шоссе. Ближайшие станции метро – «Саларьево» и «Юго-Западная», откуда курсируют маршруты №№611, 911, 272.

Жуковский

Аэропорт с единственным рабочим терминалом, способный принять не более 4 миллионов пассажиров. Находится в юго-восточном регионе столицы, ориентирован только на осуществление внутренних рейсов. Комплекс используется службами МЧС РФ.

Инфраструктура развита не хуже, чем в других комплексах. Вип-залы, магазины, кафе, зоны отдыха и интернет – предусмотрено все для комфорта прибывающих и улетающих.

Предлагаем посмотреть видео об аэропорте Жуковский:

Какой самый большой по площади: Шереметьево, Домодедово или Внуково

Площадь аэропорта Шереметьево составляет 476 тысяч квадратных километров. Ему уступает Внуково, который занимает 270 тысяч км², а на третьем месте в рейтинге расположился Домодедово с полезной территорий чуть больше 135 тысяч км².

Соответственно, звание крупнейшей воздушной гавани Москвы присвоено знаменитому Шереметьево, который при этом выполняет и основную нагрузку по пассажирским перевозкам из столицы. Первенство сохраняется за ним в течение последних 10 лет.

Самые маленькие воздушные ворота

Из основных аэропортов, обслуживающих внутренние рейсы, наименьшую площадь имеет Жуковский. Он также эксплуатируется для нужд экспериментальной авиации, испытательных полетов. Несмотря на небольшую площадь, здесь впервые были приняты рейсы межконтинентального ТУ-114 и сверхзвукового лайнера ТУ-144.

Официальное открытие Жуковского, как терминала для гражданских полетов, государственной и испытательной авиации, состоялось в 2016 году. Планируется, что к 2020 году объем пассажиропотока увеличится до 11 миллионов человек.

Авиационный комплекс Москвы, соединяющий небо и землю, включает в себя технологически развитые, комфортные для клиентов аэровокзалы – самый крупный по площади Шереметьево и пока наименьший — Жуковский. Все гавани соединены с городом общественным транспортом, метро и аэроэкспрессами. Потребности населения в авиаперевозках удовлетворяются на максимально высоком уровне.

Ссылка на основную публикацию