Компания Боинг (Boeing): что это такое, история корпорации, разработки

История Boeing

В 1903 году в США произошло важное событие для истории мировой авиации: на пляже Китти-Хок в Северной Каролине аэроплан братьев Райт совершил первый в истории полет. В то же время в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, 22-летний Уильям Боинг, будущий основатель корпорации Boeing, покинул стены Йельского университета и решил заняться бизнесом.

Из университета Уильям Боинг направился «в чащу леса». В начале ХХ века лесоторговля была вторым по прибыльности после золотодобычи бизнесом в США. Лесоторговля позволила Уильяму Боингу быстро сколотить приличное состояние, и в 1909 году он уже был одним из самых уважаемых граждан Сиэтла. В конце 1909-го в Сиэтле прошла торговая выставка Аляска-Юкон-Тихий океан, во время которой жители западного побережья впервые увидели летающую машину — небольшой дирижабль.
Именно тогда Уильям Боинг понял, что сердце его принадлежит авиации. Когда несколько месяцев спустя в соседнем городке Джорджтаун состоялись показательные полеты на новом аэроплане Curtiss Reims Racer известного пионера американской авиации Чарльза Гамильтона, Боинг специально ездил посмотреть на его выступления. Полеты Гамильтона закончились аварией — 13 марта 1910 года аэроплан Гамильтона рухнул в пруд. Пилот не погиб лишь чудом. Увиденное не остудило пыл Уильяма Боинга, и следующие несколько лет он потратил на то, чтобы уговорить кого-нибудь из авиаторов взять его в полет.

Мечта оставалась неосуществленной вплоть до 1915 года, когда судьба свела Боинга с родственными душами — энтузиастами воздушных полетов лейтенантом флота Конрадом Уэстервельтом и пилотом Тирой Марони. На двухместном аэроплане Марони Боинг впервые сам поднялся в воздух, а приземлившись уже твердо знал, что ему нужен свой самолет.
Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина — непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане.

Boeing Airplane Company, США, штат Вашингтон г. Сиэтл, Дюэмиш, 1921 г.

На берегу озера Юнион Боинг перестроил старый лодочный ангар для самолетов и организовал Pacific Aero Club, который давал возможность всем желающим за небольшие деньги совершить прогулку на аэроплане. Конструкция гидроплана Мартина не устраивала Боинга, и Уильям решил создать собственный самолет. Вместе с Уэстервельтом они нашли инженера-самоучку Херба Мантера, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш. Он помог разработать конструкцию нового гидроплана (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета. 15 июля 1916 года Уильям Боинг впервые поднялся в воздух на своем самолете, а всего месяц спустя зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co. (в дальнейшем предприятие переименовали в Boeing Airplane), которая должна была строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил почти $100000 — гигантские по тем временам деньги.

Благодаря стратегии диверсификации производства Boeing Airplane освоила рынок почтовых перевозок. А в 1927 г., выиграв контракт Федерального почтового ведомства США (победу одержал самолет модели 40-А), «Boeing» стал первым в мире авиапочтальоном. Для реализации проекта почтовых и других перевозок глава компании создал первое сервисное подразделение — Boeing Air Transport. Начала функционировать и первая авиатранспортная трасса Сан-Франциско — Чикаго. Но и этого инноватору было недостаточно. В 1929 г. в небо поднялся новый трехмоторный самолет модели 80As на 12 пассажиров. На борт самолета впервые поднялись стюардессы. В 1930 г. Уильям Боинг представил на суд общественности грузопассажирскую машину Monomail (обтекаемостью форм ее напоминают современные «Боинги»).

Вскоре Boeing Airplane Company превратилась в Boeing Airplane & Transport Corporation. Появились и новые подразделения: Boeing School of Aeronautics in Oakland, Boeing Aircraft of Canada и др. Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. А 1 февраля 1929 г. на свет появился настоящий колосс — United Aircraft & Transportation Corporation. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава — одним из богатейших и преуспевающих бизнесменов Америки.
Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний. Огромный холдинг распался на:

  • United Air Lines (авиаперевозки)
  • United Aircraft;
  • Boeing Aircraft Company (строительство самолетов на восточном и на западном побережье Америки).

Пассажирский Boeing 307 Stratoliner

Уильям Боинг долгое время не мог оправиться от удара: все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера. Сломленный и уставший, магнат ушел на покой, решив наблюдать свое авиационное детище со стороны. Бразды правления были переданы друзьям и коллегам — Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Однако жизнь рантье не отвечала беспокойной натуре Боинга. В возрасте 53 лет он открыл новое дело. Его новой страстью стали чистокровные племенные лошади.

После 1934 года компания Boeing направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. В 1935-м на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10000 штук. В 1936 году Boeing заключила контракт с авиакомпанией PanAmerican и на долгие годы стала ее главным партнером. В 1938-м свет увидела пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующие 10 лет. В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.

Во время второй мировой войны компания Boeing стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами — штурмовики Douglas DC-7B. Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Boeing. Бомбардировщик, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, — это тоже детище Boeing. 1944 год вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе». В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день — рекорд, который не побит до сих пор.

Лайнер Boeing 737

После войны заказы иссякли, для Boeing опять начались тяжелые времена. В 1946 году компании пришлось уволить 70000 человек. Занявшему пост генерального директора Уильяму Аллену пришлось срочно искать пути выхода из кризиса. Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля — воздух». Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707.

В 1958 году три самолета модели 707-120 приобрели военно-воздушные силы США для президента страны и его ближайшего окружения. Этому конвою были присвоены позывные Air Force One. С тех пор в большинстве стран мира самолет президента страны называется «борт номер один».

В 1960 году корпорация Boeing начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo. В 1963 году NASA выбрало Boeing для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969-м космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.

В 1967 году в первый полет отправился лайнер 737, которому было суждено стать самым продаваемым самолетом всех времен и народов. Общее число проданных машин превысило 2000 штук. Спустя год на сцене появился самый большой в мире пассажирский лайнер 747: размах его крыльев был больше, чем протяженность первого полета братьев Райт.

Полоса удач прервалась в 1970-1972 годах, когда из-за свертывания государственной программы по разработке сверхзвукового самолета SST, прекращения программы Apollo и начинавшегося нефтяного кризиса. Boeing пришлось сократить больше половины рабочих мест. Именно тогда местные власти почувствовали, что значит Boeing для экономики Сиэтла и всего штата Вашингтон. Тысячи безработных покинули город, а на шоссе, ведущем в центр страны, появился знаменитый плакат: «Если вы последний, кто уезжает из Сиэтла, — погасите за собой свет!» Выводить компанию из очередного кризиса пришлось уже новому генеральному директору — Торнтону Уилсону.
По мере преодоления нефтяного кризиса портфель заказов пополнялся, и дела компании снова пошли в гору. Уилсон справился с задачей по восстановлению компании и передал Boeing своему преемнику Фрэнку Шронцу, от которого пост генерального директора перешел к Филипу Кондиту.
При Кондите корпорация Boeing окончательно утвердилась как мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель гражданских и военных самолетов, основной американский подрядчик в строительстве международной космической станции, компания номер один в США по объему экспорта, гигант с годовым объемом продаж, достигающим $60 млрд. При Кондите Boeing совершила два грандиозных корпоративных приобретения: в 1996 году была куплена компания Rockwell — разработчик знаменитых «космических челноков», а в 1997-м — McDonnell Douglas, единственный американский производитель гражданских самолетов, который долгие годы составлял конкуренцию Boeing.

Штаб-квартира Boeing, США штат Вашингтон, г. Сиэтл

На границе тысячелетий корпорация Boeing вновь попала в «зону турбулентности». В 2003 году Boeing впервые в истории отдала первое место среди поставщиков гражданских самолетов европейскому концерну Airbus. В первой половине 2003 года разразился «шпионский» скандал, в ходе которого Boeing была обвинена в использовании секретов Locheed Martin; кроме того, компании пришлось выслушать обвинения в неэтичном лоббировании своих интересов в правительстве США. Эти скандалы вынудили Фила Кондита сначала отправить в отставку нескольких сотрудников из высшего руководства компании, включая финансового директора Майка Сирса, которого многие называли будущим генеральным директором компании, а затем и самому подать в отставку.
Теперь компанией будет управлять группа бывших менеджеров McDonnell Douglas, причем пост генерального менеджера достался Гарри Стоунсайферу, бывшему СЕО приобретенной компании. В Сиэтле шутят, что «McDonnell Douglas купил Boeing на деньги Boeing».

Конкуренты утверждают, что у лидера мировой авиапромышленности нет новых идей. Это не совсем так: компания Boeing готовилась к технологическому прорыву, разрабатывая модель скоростного суперлайнера Sonic Cruiser, но решила не рисковать с выводом революционного самолета и заморозила этот проект. Запущенный в срочном порядке в производство лайнер 7J7 по большому счету является революционным только с точки зрения эргономики салона и внешнего дизайна, а в качестве ответа выходящему в 2006 году суперлайнеру компании Airbus А380 Superjumbo Boeing может предложить только модифицированную версию модели 747, находящейся на пороге своего сорокалетия.
Военное подразделение Boeing проиграло компании Locheed Martin тендер на разработку истребителя пятого поколения, который оценивается в $200 млрд. Если руководство Boeing в срочном порядке не найдет путей выхода из кризиса, то компанию, чье имя стало символом успехов мировой авиации, ждет незавидное будущее.

История успеха корпорации Boeing

Корпорация Boeing давно утвердилась как мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель гражданских и военных самолетов, основной американский подрядчик в строительстве международной космической станции.

В мире эксплуатируется более 12 тыс. гражданских самолетов производства Boeing, или примерно 75% мирового авиапарка.

Мечты о небе

Вильям Эдуард Боинг родился в 1881 г. в Детройте (штат Мичиган). Его отец успешно занимался торговлей лесом и нажил на этом деле состояние. Мальчик рос в достатке, и окончив школу в Швейцарии поступил учиться на инженера в престижный Йельский университет.

После смерти отца Вильяму осталось немалое наследство, он бросил учебу в университете и открыл собственную лесопильню в городке Грейс-Харбор (штат вашингтон). Дела на лесопильне шли хорошо, и в 1908 г. Боинг окончательно обосновался в городе Сиэтл на Тихоокеанском побережье США.

С юных лет Вильям увлекался гонками на морских катерах и игрой в бридж. За игровым столом он познакомился с лейтенантом морского флота Конрадом Вестервельтом, ярым поклонником появившихся совсем недавно аэропланов (в 1903 г. состоялся первый в мире полет братьев Райт).

По совету Вестервельта Боинг поехал посмотреть полеты известнейшего тогда пилота Чарльза Гамильтона. Увидев аэроплан в воздухе, Вильям загорелся желанием полетать и самому.

Но прошло еще пять лет, пока друзьям удалось найти пилота, который согласился поднять их в воздух. Долгожданный полет состоялся 4 июля 1915 г. Летчика звали Тира Марони, а место для пассажира на его маленьком биплане удалось найти только на крыле. На двухместном аэроплане Марони, Боинг впервые поднялся в воздух, а приземлившись, уже твердо знал, что ему нужен свой самолет.

Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина – непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане, купленном у своего наставника. Его первый перелет едва не закончился трагически – при посадке он ошибся и сильно повредил понтоны. Если бы его самолет не был гидропланом, эта ошибка могла стоить Вильяму жизни.

Аэроплан своими руками

Самолеты тогда были редкостью, и доставку новых поплавков из Лос-Анджелеса надо было ждать несколько месяцев. Поэтому Боинг вместе с Вестервельтом начали изготавливать запчасти для своего самолета самостоятельно. Именно тогда друзья решили построить собственный самолет.

На берегу озера Юнион Боинг перестроил старую лодочную верфь под ангар для самолетов. Называлась верфь незатейливо – «Красный амбар» и Вильям переименовал ее в Pacific Aero Club (Тихоокеанский аэроклуб) и стал за определенную плату поднимать в небо всех желающих.

Конструкция гидроплана не устраивала Боинга, и Вильям решил её усовершенствовать. Вместе с Вестервельтом они нашли инженера-самоучку, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш.

Он помог разработать конструкцию нового аппарата (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета, которые назвали Bluebill и Mallard. 125-сильный двигатель Hall-Scott A5 позволял самолету летать с крейсерской скоростью 109 км/ч на дальность до 500 км.

Боинг и Вестервельт были в восторге от своих самолетов и специально для их выпуска 15 июля 1916 г. основали компанию Pacific Aero Products. Но коммерческого успеха гидропланы не имели. Лишь в 1919 году их купила почтовая служба Новой Зеландии, заплатив по $3750 за каждый B&W. Убытки компании Боинг покрыл из своего кармана и начал работу над самолетом под названием «Модель Си».

Как раз в это время, в 1917 г., Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну. Военного моряка Вестервельта откомандировали далеко на восток страны, и Боинг в мае 1917 г. переименовал фирму в Boeing Airplane Company. В эту компанию Боинг вложил почти $100 тыс. – гигантские по тем временам деньги.

Старания Вильяма были не напрасны, и Боинг получил заказ на 53 самолета «Модель Си» для военно-морских сил и на три – для армии. Никаких важных миссий на «Модели Си» не выполняли, военные использовали их в качестве учебно-тренировочных самолетов. Но Боингу этот контракт принес $116 тыс.

Чтобы построить эти 53 самолета, Боингу пришлось срочно расширить производство. К концу года в компании работало 337 человек, две трети которых были швеями, раскраивавшими и шившими парусиновые крылья.

Заключенный в ноябре 1918 г. мир с Германией и, как следствие, прекращение военных контрактов чуть не привели Boeing Airplane Company к банкротству. Три года счета компании оплачивались из кармана самого Боинга, а также за счет выпуска мебели и строительства скоростных катеров.

Несмотря на все трудности, инженеры Boeing Airplane Company продолжали разрабатывать самолеты, для доводки которых в 1920 году в Университете Сиэтла была построена аэродинамическая труба. В начале 1920-х годов военные заказы возобновились, и спустя пять лет компания Boeing построила для американской армии и флота больше 200 самолетов.

Небесная почта

В марте 1919 г. Вильям Боинг вместе с известным пилотом Эдди Хаббардом перевезли из Ванкувера в Сиэтл первую в истории США авиапочту – 60 писем. Через два месяца служба U.S. Post Office официально объявила о предоставлении нового вида услуг и начала доставку авиапочты между крупными городами США.

В 1927 г. компания Boeing выпустила новый грузопассажирский самолет «Модель 40А», специально для участия в объявленном почтовым ведомством США конкурсе на обслуживание линии Сан-Франциско-Чикаго. Этот биплан развивал крейсерскую скорость 170 км/ч и мог перевозить двух пассажиров и 500 кг груза на расстояние до 1050 км.

Вильям Боинг выиграл тендер, предложив самые низкие расценки – $1,5 за 450 г почты. Для обслуживания этой линии он создал дочернюю компанию Boeing Air Transport Corporation (ВАТС).

Открытая Вильямом Боингом авиалиния пользовалась большой популярностью, хотя чтобы пролететь 3000 км между Чикаго и Сан-Франциско, пассажиры биплана «Модель 40А» проводили 20 часов пути в кабине размером с холодильник. И рассчитано это пространство было на двух человек. Размять ноги удавалось только на нескольких промежуточных посадках.

Тем не менее, воздушными судами Боинга заинтересовались Канада и Перу. Компания начала получать международные заказы. За первый год существования BATС перевезла около 75 тонн почты и 2 тыс. пассажиров.

Воздушные извозчики

Успешный опыт авиаперевозок навел Боинга на мысль, что будущее авиации кроется именно в пассажирских самолетах. Уже в следующем году его компания выпустила «Модель 80», способную перевозить 12 пассажиров. Самолет имел роскошный салон и по аналогии с железнодорожным вагоном получил прозвище «воздушный пульман». Чтобы привлечь еще больше пассажиров, Боинг впервые ввел в состав экипажа стюардесс.

В 1927 г. Вильям Боинг провел первое серьезное корпоративное поглощение, купив компанию Gorst’s Pacific Air Transport, своего основного конкурента.

В 1929 г. Боинг подписал соглашение с производителем авиадвигателей Pratt & Whitney о создании авиакомпании United Aircraft and Transport Corporation. Секрет могущества этой монополии был прост: она первой и очень дешево получала самолеты Boeing. Еще через год United Aircraft and Transport заполучила все почтовые перевозки в северной части США.

Тем временем, используя финансовую мощь United Aircraft and Transport, Боинг за короткое время присоединил к своей империи авиатранспортные компании Hamilton and Standard, Chance-Vought и вертолетостроительную фирму Сикорского.

Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава – одним из богатейших бизнесменов Америки.

Крах монополии

Ничто не предвещало проблем, но в 1932 г. президентом стал Франклин Рузвельт, победивший на выборах под лозунгом борьбы с монополиями. Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний.

Вильяма Боинга на сенатских слушаниях обвинили в «использовании монопольных методов ведения бизнеса». Его империя разделилась на несколько самостоятельных фирм, крупнейшими из которых были авиастроительная Boeing и авиакомпания United Air Lines.

Теперь авиация стала для Вильяма Боинга такой же скучной, как заброшенная им раньше торговля древесиной. Боинг долгое время не мог оправиться от удара – все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера.

Бразды правления он передал друзьям и коллегам – Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Нисколько не заботясь о финансовой выгоде, он в том же 1934 г. продал свою долю в Boeing, но все же компания сохранила его имя.

Расставшись с авиацией, 54-летний Боинг с головой ушел в разведение породистых лошадей, свою новую из неизменно удачных авантюр. Став одним из крупнейших коннозаводчиков в Америке, он снова вернулся к авиации лишь в своих воспоминаниях, опубликованных незадолго до его смерти в 1956 г.

Жизнь без Боинга

После смены владельца, компания Boeing направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. Уже через год на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10 тыс.

В 1936 г. Boeing заключила контракт с авиакомпанией Pan American World Airways (Pan Am) и на долгие годы стала ее главным партнером. В июне 1938 г. был создан Boeing 314 Clipper – гидросамолет, разработанный специально для трансатлантических перевозок. Этот самолет вмещал на борт 90 пассажиров.

В 1938 г. появилась пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующее десятилетие. В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.

Во время Второй мировой войны компания Boeing стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами – штурмовики Douglas DC-7B. Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Boeing.

А 1944 г. вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе». В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день – рекорд, который не превзойден до сих пор.

Падения и взлеты

С окончанием войны прекратились и заказы, для Boeing опять начались тяжелые времена. В 1946 г. компании пришлось уволить 70 тыс. человек. Занявший пост генерального директора Уильям Аллен вынужден был срочно искать пути выхода из кризиса.

Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля – воздух».

Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707.

В 1954 г. Boeing запускает свою самую знаменитую серию самолетов, так называемые «семерки», которые и определили лик современной авиации. В 1958 г. Boeing поставил три Boeing-707 для президента США, получивших свой позывной Air Force One (Борт номер один). С тех пор во всем мире самолеты первых лиц государств летают под этим названием.

Большинство нынешних авиакомпаний укомплектованы моделями Boeing-737, горбатых Boeing-747 или дальнемагистральных Boeing-767. Боинг-737 – самый популярный в мире реактивный пассажирский авиалайнер. Самый массовый самолет за всю историю авиации оторвался по показателям так далеко, что его уже никому не догнать: за все время было выпущено около 7500 штук этого надежного «середняка», и еще 2500 заказов находятся в работе.

Горбатый Boeing-747 почти 35 лет удерживал пальму первенства по габаритам, лишь недавно его удалось обскакать гиганту А-380. Пилоты всего мира с почтением называют 747-й Queen of the Sky, и это негласное международное название оправданно, ведь 6 млн. деталей (!), из которых состоит «Королева Небес», производят в 33 странах мира.

В 1960 г. корпорация Boeing начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo.

В 1963 г. NASA выбрало Boeing для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969 г. космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.

В 1990 гг. Boeing сделала два грандиозных корпоративных приобретения. В 1996 г. была куплена компания Rockwell – разработчик знаменитых «космических челноков», а в 1997 г. – McDonnell Douglas, единственный американский производитель гражданских самолетов, который долгие годы составлял конкуренцию Boeing. После этой сделки лидерство компании «Боинг» укрепилось за счет пополнения модельного ряда самолетами Douglas.

Сейчас персонал корпорации «Боинг» насчитывает примерно 170 тыс. человек. Они работают в 67 странах и 48 штатах США. Компания обслуживает заказчиков в 145 странах мира. Во втором квартале 2013 г. Boeing поставила своим клиентам 169 самолетов, а по итогам полугодия – 306 лайнеров, или в среднем по 51 самолету в месяц.

Выручка корпорации составила $24,3 миллиарда, без учета доходов от военной и космической деятельности, которые принесли еще $16,3 миллиарда. Чистая прибыль американского производителя в первой половине 2013 г. составила $2,2 млрд.

Корпорация Boeing

«Боинг» является одной из самых крупных корпораций мира, которая занимается созданием новой авиационной техники. Также она производит военную технику и оборудование для космической отрасли. Данная компания расположена в США, а именно в городе Чикаго.

Предприятие состоит из двух огромных подразделений, которые работают над созданием различной техники. Первое подразделение компании «Боинг» обозначается как Commercial Airplanes и работает над созданием техники для гражданской эксплуатации, а второе подразделение Integrated Defense нацелено на разработку космических технологий и техники для военного использования. Также существует отдел, который занимается разработкой инновационных технологий, что позволяет компании идти в ногу со временем.

Что касается самого производства, то оно разбросано по нескольким городам США. Самые мощные центры расположены в Калифорнии и в городе Эверетт.

История создания и развития корпорации «Боинг»

Всю историю становления компании условно можно разделить на определенные временные этапы, поскольку данная фирма терпела как подъемы, так и спады в своей деятельности.

Первым этапом можно считать создание и первые шаги фирмы, он длился до 30-х годов прошлого века. Первым достижением конструкторов было создание двух гидросамолетов типа B&W, которые смогли подняться в воздух в начале лета 1916 года. Данные машины были созданы совместными усилиями двух конструкторов, а именно У. Боинга и инженера Д. Конрада. А через месяц после первого полета машин данные конструкторы организовали свою фирму с названием Pacific Aero Company. Но такое название просуществовало только до мая 1917 года, после чего его заменили на Boeing Airplane. Большим преимуществом главного конструктора У. Боинга было то, что он имел большой багаж знаний, поскольку окончил Йельский университет, а также работал некоторое время в лесной отрасли. Все это очень помогло ему при создании первых воздушных аппаратов из дерева.

Следующий этап развития занял с 1930 по 1940-е годы. Правительство США было нацелено на активное развитие и увеличение боевой мощи страны в связи со Второй мировой войной. За счет этого компания «Боинг» работала с большой продуктивностью, в основном изготовлялись бомбардировщики в больших количествах. На данный период на заводах работали практически одни женщины, поскольку мужчины принимали активное участие в военных действиях. Изготовление самолетов шло ударными темпами, каждый месяц 1944 года фирма выпускала более 350 таких машин. Что касается самого производства, то заводы были замаскированы зеленью, что позволяло уберечь их от воздушных ударов противника.

В эти годы практически все авиационные предприятия страны были объединены в одно целое, что позволило значительно быстрее и более качественно создавать боевые машины. Самыми известными самолетами компании «Боинг» были B-17 Flying и В-29, которые собирались одновременно на нескольких заводах.

С 1950 по 1970-е годы компания имела достаточно активное развитие, было разработано большое количество самолетов различного класса. В начале 50-х годов был создан первый бомбардировщик с реактивным двигателем, это стало прорывом в авиастроении. Данная машина имела обозначение Boeing B-47, также был разработан более совершенный аппарат с обозначением В-52. Именно самолет В-52 Stratofortress является символом времен холодной войны, поскольку в это время активно проводилась гонка вооружений между странами.

В средине 60-х компанией «Боинг» был создан первый реактивный самолет для перевозки пассажиров, это был Boeing 367-80. Он впервые поднялся в воздух в июле 1964 года. Именно данная модель проложила путь практически всем пассажирским авиалайнерам 700-й серии.

В это время был разработан и изготовлен пассажирский авиалайнер «Боинг 737». Он является самым массовым среди всех реактивных самолетов, предназначенных для перевозки пассажиров. До 2013 года было построено больше 7,6 тысяч таких машин. До 1969 года был готов еще один пассажирский лайнер «Боинг 747». Это был уже аппарат с двумя палубами, он имел широкий фюзеляж. Все это сделало данную машину самой большой и самой тяжелой в мире, она могла перевозить самое большое количество пассажиров. Такие показатели продержались за ним на протяжении 37 лет с момента постройки. Данный рекорд был побит только в 2005 году самолетом типа А380.

Компания Боинг (Boeing): что это такое, история корпорации, разработки

Компания выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники, являясь наряду с Airbus крупнейшим производителем самолётов в мире. Помимо этого, Boeing выпускает широкий спектр авиационно-космической техники военного назначения (в том числе вертолёты), ведёт широкомасштабные космические программы (например космический корабль CST-100).

В структуре Boeing функционируют два крупных подразделения:

  • Boeing Commercial Airplanes, занимающееся строительством гражданских самолётов;
  • Integrated Defense Systems, осуществляющее космические и военные программы.

Заводы компании расположены в 67 странах мира. Компания поставляет свою продукцию в 145 стран мира. Boeing сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах.

В 2001 году образовано Boeing International, которая контролирует работу компании в 70 странах мира, кроме рынка США, где отвечает за разработку и выполнение глобальной стратегии развития компании. Определяет и оценивает конкурентные преимущества и возможности в стране пребывания по разработке интеллектуальных ресурсов и технологий, развитию партнёрских отношений и бизнеса. Президент Boeing International (на середину 2008) — Шепард Хилл. [1]

Корпорация Боинг имеет частную службу пожаротушения (Boeing Fire Department) [2] . В настоящее время в ней 21 пожарная часть, 300 профессиональных пожарных, 13 работников, не являющихся пожарными [3] .

Конкуренция с Airbus

Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг друга.

  • Boeing 737 и A320. Самолёты средней вместимости для авиалиний средней протяжённости, каждый тип имеет множество модификаций. В последние годы A320 продаются в больших объёмах, нежели продукция Boeing. [4][5]
2009200820072006200520042003200220012000
A320402386367339289233232236257241
B-737372290330302212202173223299281
199919981997199619951994199319921991199019891988
A32022216812772566471111119585816
B-7373202811357689121152218215174146165
  • Boeing 747 и A380. Самолёты большой вместимости для авиалиний средней и большой протяжённости. Азиатские авиакомпании, традиционные пользователи 747-х, являются основными заказчиками А380. В настоящее время Boeing 747 производятся в количестве не более 10 штук в год, новых заказов на пассажирские машины очень мало (из 99 заказанных с начала 2006 года Boeing 747 только 27 — пассажирские). В то же время портфель заказов A380 с начала 2006 года увеличился на 60 пассажирских лайнеров. [4][5]
  • Boeing 767 и A330. Самолёт Airbus оказался коммерчески более успешным в последние годы. [4][5]
2009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994
A3307872686256473142354344231410309
B-767139121210924354044444742433741

Обе компании планируют вывести на рынок новые типы самолётов (Boeing 787 и A350), причём «Боинг» поставит первый самолёт заказчику уже в 2011 году.

  • Boeing 777 и A340. Оба самолёта появились одновременно, но за счёт большей топливной эффективности Boeing 777 и ряда других факторов, американская компания продала вдвое больше машин, чем их европейские конкуренты. [4][5]
20092008200720062005200420032002200120001999199819971996199519941993
B-777886175654036394761558374593213
A-340813112424283316221920243328192522

Новых заказов на A340 крайне мало. Предполагается, что с Boeing 777 будет конкурировать A350, однако разработка последнего пока далека от завершения.

Показатели деятельности

В 2007 году Boeing поставил заказчикам 441 гражданский самолёт, из них 330 Boeing 737. В 2008 компания поставила 375 самолётов: 290 Boeing 737 (включая 6 Boeing Business Jet), 14 747-х, 10 767-х и 61 777-х. Темпы поставок пришлось скорректировать с учетом последствий забастовки, которая привела к остановке производства на заводах Боинг на несколько недель.

В 2010 году компания поставила 462 гражданских самолёта, выполнив свой годовой план: 460 самолётов. Было получено 530 твёрдых заказов. Портфель заказов «Боинг — Гражданские самолёты» увеличился до 3443 самолётов.

Число занятых на конец 2008 года — более 162 тыс. человек. Выручка компании в 2008 году составила 60,9 млрд долл. (в 2007 году — 66,4 млрд), чистая прибыль — 2,7 млрд долл. (4,1 млрд). [6]

Boeing в России

С 1993 года в Москве действуют Научно-технический центр (НТЦ), а также Конструкторский центр компании «Боинг», ведущие научные и инженерные разработки для нужд компании. Специально для испытаний компонентов самолётов «Боинг» в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в городе Жуковский был построен уникальный испытательный стенд.

С 1997 года Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение ВСМПО «Ависма» поставляет 25 % титана, используемого Boeing для производства гражданских самолётов.

C июля 2009 года в городе Верхняя Салда Свердловской области действует совместное предприятие ВСМПО-АВИСМА и Boeing — Ural Boeing Manufacturing. Предприятие занимается механической обработкой титановых штамповок для самолётов Boeing 787 Dreamliner и Boeing 737. [7]

Компания принимала участие в начальных этапах программы разработки регионального самолёта Sukhoi Superjet 100.

Компания Боинг (Boeing): что это такое, история корпорации, разработки

«Утверждать, что аэроплан коренным образом изменит будущее, значит быть виновным в дичайшем преувеличении» © Scientific American

Boeing Company — крупнейший в Соединенных Штатах экспортер и самый большой в мире по объему выручки производитель самолетов. Все началось в 1915 году, когда основатель компании построил гидроплан в лодочном ангаре в Сиэтле. Прошло еще два года до того, как Боинг получил свой первый заказ. Сегодня компания представляет собой союз корпораций с общим годовым оборотом в 60 миллиардов долларов, который олицетворяет авиацию Америки.

Уильям Боинг родился в семье американки и успешного немецкого горного инженера, который также занимался лесозаготовительным бизнесом. Юный Боинг некоторое время изучал инженерное дело в Йельском университете, пока не стал зарабатывать на торговле древесиной в штате Вашингтон. Этот опыт принес ему знание деревянных конструкций. Первый полет братьев Райт в Кити Хок в 1903 году был еще свеж в памяти Боинга, когда в 1903 году он отправился на первое американское заседание воздухоплавателей в Лос-Анжелесе с целью полетать на одном из новых аэропланов. Никто из присутствовавших там авиаторов не сделал ему такого одолжения — как сказали ему потом: «Большинство из них приехали, чтобы посмотреть, как мы разобьемся».

Убежденные в том, что они смогут сделать лучше, Боинг и Вестервельт спроектировали и начали строить в лодочном ангаре Боинга на озере Юнион гидроплан «B&W» на двух поплавках. 15 июля 1916 года, после первого полета, Боинг основывает Pacific Aero Products Company. Через год он изменит название на Boeing Airplane Company.

Поскольку продаж еще не было, Боинг лично выступает гарантом займа для выплаты заработной платы. Его первым авиационным инженером был Тзю Вонг, китайский иммигрант и выпускник Массачусетского технологического института. Именно Тзю спроектировал гидроплан Boeing «Модель С», который принес компании первый заказ — на 50 военных учебных самолетов — от Военно- морских сил США. Число сотрудников выросло с 28 до 337 человек.

Если война создала компанию, то мирное время почти уничтожило ее — ситуация, которая повторялась в истории Boeing неоднократно. С окончанием Первой мировой войны военные заказы прекратились. Боингу пришлось удерживать позиции на рынке, наводненном бывшими военными бипланами, и компания смогла выжить только благодаря строительству плоскодонных судов, граммофонных кожухов и зеркальных комодов, прилавков и мебели для кондитерской и компании, производящей корсеты.

На протяжении первой половины 1920-х годов Боинг производил бипланы для других авиастроительных компаний. Он также доставил первую авиапочту и стал первым пилотом, перелетевшим через гору Рейнир. Возможно, он делал историю, но в бизнесе не мог добиться больших доходов. Ситуация начала меняться с появлением истребителя «Модель 15», а в 1927 году почтовый самолет Боинга «Модель 40а» получил контракт Почтового министерства США на доставку почты между Сан-Франциско и Чикаго. Шурин Боинга, Торп Хискок, разработал первое устройство двусторонней радиосвязи для установки на почтовых самолетах Боинга. Кроме того, для управления новой авиалинией была создана компания Boeing Air Transport (BAT), поставщиком которой стала Boeing. Авиапочта открыла перспективу для пассажирских перевозок, и за 1916 год, с первый год работы ВАТ перевезла почти гооо пассажиров.

Авиационная и космическая отрасли требуют высоких инвестиций и имеют низкую прибыльность. Boeing, возможно, единственная компания в мире, которая может эксплуатировать космический шаттл и международную космическую станцию NASA. Если вернуться на землю, компания входит в список 13 крупнейших компаний в США, загрязняющих атмосферу, и работает над сокращением потребления топлива и уровня шума, стараясь снизить экологический ущерб. Сегодня в компании, штаб-квартира которой находится в Чикаго, работают 150000 сотрудников в США и 70000 в других странах. Почти 12000 коммерческих реактивных лайнеров Boeing эксплуатируются по всему миру — это примерно 75% всего мирового авиапарка.

Boeing – история бренда

The Boeing Company — американская корпорация. Один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники. Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).

В состав корпорации входят два основных производственных подразделения: Boeing Commercial Airplanes (гражданская продукция) и Boeing Integrated Defense Systems (продукция военного назначения и космическая техника). Кроме того, в состав корпорации входят Boeing Capital Corporation (вопросы финансирования проектов), Shared Services Group (инфраструктурная поддержка) и Boeing Engineering, Operations & Technology (разработка, приобретение и внедрение инновационных технологий и процессов).

Основные производственные мощности компании размещены в штате Калифорния, а также в городах Эверетт (штат Вашингтон) и Сент-Луис (штат Миссури).

В 1903 году в США произошло важное событие для истории мировой авиации: на пляже Китти-Хок в Северной Каролине аэроплан братьев Райт совершил первый в истории полет. В то же время в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, 22-летний Уильям Боинг, будущий основатель корпорации Boeing, покинул стены Йельского университета и решил заняться бизнесом.

Из университета Уильям Боинг направился «в чащу леса». В начале ХХ века лесоторговля была вторым по прибыльности после золотодобычи бизнесом в США. Лесоторговля позволила Уильяму Боингу быстро сколотить приличное состояние, и в 1909 году он уже был одним из самых уважаемых граждан Сиэтла. В конце 1909-го в Сиэтле прошла торговая выставка Аляска — Юкон — Тихий океан, во время которой жители западного побережья впервые увидели летающую машину — небольшой дирижабль.

Именно тогда Уильям Боинг понял, что сердце его принадлежит авиации. Когда несколько месяцев спустя в соседнем городке Джорджтаун состоялись показательные полеты на новом аэроплане Curtiss Reims Racer известного пионера американской авиации Чарльза Гамильтона, Боинг специально ездил посмотреть на его выступления. Полеты Гамильтона закончились аварией — 13 марта 1910 года аэроплан Гамильтона рухнул в пруд. Пилот не погиб лишь чудом. Увиденное не остудило пыл Уильяма Боинга, и следующие несколько лет он потратил на то, чтобы уговорить кого-нибудь из авиаторов взять его в полет.

Мечта оставалась неосуществленной вплоть до 1915 года, когда судьба свела Боинга с родственными душами — энтузиастами воздушных полетов лейтенантом флота Конрадом Уэстервельтом и пилотом Тирой Марони. На двухместном аэроплане Марони Боинг впервые сам поднялся в воздух, а приземлившись уже твердо знал, что ему нужен свой самолет.

Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина — непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане.

На берегу озера Юнион Боинг перестроил старый лодочный ангар для самолетов и организовал Pacific Aero Club, который давал возможность всем желающим за небольшие деньги совершить прогулку на аэроплане. Конструкция гидроплана Мартина не устраивала Боинга, и Уильям решил создать собственный самолет. Вместе с Уэстервельтом они нашли инженера-самоучку Херба Мантера, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш. Он помог разработать конструкцию нового гидроплана (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета. 15 июля 1916 года Уильям Боинг впервые поднялся в воздух на своем самолете, а всего месяц спустя зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co (в дальнейшем предприятие переименовали в Boeing Airplane), которая должна была строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил почти $100 000 — гигантские по тем временам деньги.

Благодаря стратегии диверсификации производства Boeing Airplane освоила рынок почтовых перевозок. А в 1927 г., выиграв контракт Федерального почтового ведомства США (победу одержал самолет модели 40-А), «Боинг» стал первым в мире авиапочтальоном. Для реализации проекта почтовых и других перевозок глава компании создал первое сервисное подразделение — Boeing Air Transport. Начала функционировать и первая авиатранспортная трасса Сан-Франциско — Чикаго. Но и этого инноватору было недостаточно. В 1929 г. в небо поднялся новый трехмоторный самолет модели 80As на 12 пассажиров. На борт самолета впервые поднялись стюардессы. В 1930 г. Уильям Боинг представил на суд общественности грузопассажирскую машину Monomail (обтекаемостью форм ее напоминают современные «Боинги»).

Вскоре Boeing Airplane Company превратилась в Boeing Airplane & Transport Corporation. Появились и новые подразделения: Boeing School of Aeronautics in Oakland, Boeing Aircraft of Canada и др. Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. А 1 февраля 1929 г. на свет появился настоящий колосс — United Aircraft & Transportation Corporation. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава — одним из богатейших и преуспевающих бизнесменов Америки.

Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний. Огромный холдинг распался на United Air Lines (авиаперевозки), United Aircraft и Boeing Aircraft Company (строительство самолетов на восточном и на западном побережье Америки).

Уильям Боинг долгое время не мог оправиться от удара: все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера. Сломленный и уставший, магнат ушел на покой, решив наблюдать свое авиационное детище со стороны. Бразды правления были переданы друзьям и коллегам — Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Однако жизнь рантье не отвечала беспокойной натуре Боинга. В возрасте 53 лет он открыл новое дело. Его новой страстью стали чистокровные племенные лошади.

После 1934 года компания Boeing направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. В 1935-м на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10 000 штук. В 1936 году Boeing заключила контракт с авиакомпанией PanAmerican и на долгие годы стала ее главным партнером. В 1938-м свет увидела пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующие 10 лет. В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.

Во время второй мировой войны компания Boeing стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами — штурмовики Douglas DC-7B. Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Boeing. Бомбардировщик, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, — это тоже детище Boeing. 1944 год вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе». В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день — рекорд, который не побит до сих пор.

После войны заказы иссякли, для Boeing опять начались тяжелые времена. В 1946 году компании пришлось уволить 70 000 человек. Занявшему пост генерального директора Уильяму Аллену пришлось срочно искать пути выхода из кризиса. Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля — воздух». Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707.

В 1958 году три самолета модели 707-120 приобрели военно-воздушные силы США для президента страны и его ближайшего окружения. Этому конвою были присвоены позывные Air Force One. С тех пор в большинстве стран мира самолет президента страны называется «борт номер один».

В 1960 году корпорация Boeing начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo. В 1963 году NASA выбрало Boeing для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969-м космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.

В 1967 году в первый полет отправился лайнер 737, которому было суждено стать самым продаваемым самолетом всех времен и народов. Общее число проданных машин превысило 2000 штук. Спустя год на сцене появился самый большой в мире пассажирский лайнер 747: размах его крыльев был больше, чем протяженность первого полета братьев Райт.

Полоса удач прервалась в 1970-1972 годах, когда из-за свертывания государственной программы по разработке сверхзвукового самолета SST, прекращения программы Apollo и начинавшегося нефтяного кризиса Boeing пришлось сократить больше половины рабочих мест. Именно тогда местные власти почувствовали, что значит Boeing для экономики Сиэтла и всего штата Вашингтон. Тысячи безработных покинули город, а на шоссе, ведущем в центр страны, появился знаменитый плакат: «Если вы последний, кто уезжает из Сиэтла, — погасите за собой свет!» Выводить компанию из очередного кризиса пришлось уже новому генеральному директору — Торнтону Уилсону.

В 1978 году велись переговоры о поставке в СССР самолётов Boeing 747. Аэрофлот планировал эксплуатировать самолёты сначала на линии Нью-Йорк — Москва, а затем и на других межконтинентальных маршрутах. Однако, в то время уже велась разработка широкофюзеляжных самолётов Ил-86, и проект не получил развития.

По мере преодоления нефтяного кризиса портфель заказов пополнялся, и дела компании снова пошли в гору. Уилсон справился с задачей по восстановлению компании и передал Boeing своему преемнику Фрэнку Шронцу, от которого пост генерального директора перешел к Филипу Кондиту.

С 1993 года в Москве действуют Научно-технический центр (НТЦ), а также Конструкторский центр компании Boeing, ведущие научные и инженерные разработки для нужд компании. Специально для испытаний компонентов самолётов Boeing в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в городе Жуковский был построен уникальный испытательный стенд.

При Кондите корпорация Boeing окончательно утвердилась как мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель гражданских и военных самолетов, основной американский подрядчик в строительстве международной космической станции, компания номер один в США по объему экспорта, гигант с годовым объемом продаж, достигающим $60 млрд. При Кондите Boeing совершила два грандиозных корпоративных приобретения: в 1996 году была куплена компания Rockwell — разработчик знаменитых «космических челноков», а в 1997-м — McDonnell Douglas, единственный американский производитель гражданских самолетов, который долгие годы составлял конкуренцию Boeing.

На границе тысячелетий корпорация Boeing вновь попала в «зону турбулентности». В 2003 году Boeing впервые в истории отдала первое место среди поставщиков гражданских самолетов европейскому концерну Airbus. В первой половине 2003 года разразился «шпионский» скандал, в ходе которого Boeing была обвинена в использовании секретов Locheed Martin; кроме того, компании пришлось выслушать обвинения в неэтичном лоббировании своих интересов в правительстве США. Эти скандалы вынудили Фила Кондита сначала отправить в отставку нескольких сотрудников из высшего руководства компании, включая финансового директора Майка Сирса, которого многие называли будущим генеральным директором компании, а затем и самому подать в отставку.

Теперь компанией будет управлять группа бывших менеджеров McDonnell Douglas, причем пост генерального менеджера достался Гарри Стоунсайферу, бывшему СЕО приобретенной компании. В Сиэтле шутят, что «McDonnell Douglas купил Boeing на деньги Boeing».

Конкуренты утверждают, что у лидера мировой авиапромышленности нет новых идей. Это не совсем так: компания Boeing готовилась к технологическому прорыву, разрабатывая модель скоростного суперлайнера Sonic Cruiser, но решила не рисковать с выводом революционного самолета и заморозила этот проект. Запущенный в срочном порядке в производство лайнер 7J7 по большому счету является революционным только с точки зрения эргономики салона и внешнего дизайна, а в качестве ответа выходящему в 2006 году суперлайнеру компании Airbus А380 Superjumbo Boeing может предложить только модифицированную версию модели 747, находящейся на пороге своего сорокалетия.

Военное подразделение Boeing проиграло компании Locheed Martin тендер на разработку истребителя пятого поколения, который оценивается в $200 млрд. Если руководство Boeing в срочном порядке не найдет путей выхода из кризиса, то компанию, чье имя стало символом успехов мировой авиации, ждет незавидное будущее.

С 2001 г. Boeing участвует в программе разработки региональных самолетов Sukhoi Superjet 100.

С 2004 по 2009 годы была создана революционная серия экономичных широкофюзеляжных двухдвигательных реактивных пассажирских самолётов Boeing 787 Dreamliner. Этот самолёт должен заменить устаревающую серию Boeing 767. Компания Boeing утверждает, что Dreamliner более экономичный, чем все предыдущие разработки. Этот проект унаследовал многие революционные идеи и технологии (например, крылья и фюзеляж из углепластика) своего предшественника Boeing Sonic Cruiser, разрабатывавшегося с конца 1990-х годов и замороженного на неопределённое время.

В 2007 году Boeing поставил заказчикам 441 гражданский самолёт, из них 330 Boeing 737.

C июля 2009 года в городе Верхняя Салда Свердловской области действует совместное предприятие ВСМПО-АВИСМА и Boeing — Ural Boeing Manufacturing. Предприятие занимается механической обработкой титановых штамповок для самолётов Boeing 787 Dreamliner и Boeing 737.

Рыночная капитализация на 30 января 2016 года — около $80 млрд.

Читайте также:  Аэропорт VKO: расшифровка, какой это аэропорт в Москве
Ссылка на основную публикацию