Коды аэропортов ИКАО: расшифровка, шифр ИАТА

Коды аэропортов ИКАО

Каждый воздушный порт имеет уникальное название в виде кода, который присваивается аэропорту международной организацией ICAO. Помимо этого, существует ассоциации IATA, которая присваивает аэровокзалам собственные индексы. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что у каждого авиаузла имеется два уникальных индекса. Кодовые обозначения используется для того, чтобы повысить безопасность путешествий воздушным транспортом. Данные индексы, что используются при создании международных правил, регламентируют коммерческие перевозки. В нашей статье мы предлагаем обсудить коды аэропортов ИКАО.

Код ICAO, который иногда называется индексом аэропорта, очень важный параметр для международных пассажирских перевозок

Что такое ИКАО

Аббревиатура ИКАО расшифровывается следующим образом — International Civil Aviation Organization. Название данной организации переводится на русский язык как Международная организация гражданской авиации. Эта компания создана на базе Организации Объединенных Наций. Рассматриваемая организация относится к числу учреждений, что разрабатывают международные правила, действующие в сфере коммерческих авиаперевозок.

Целью работы этой компании является увеличение уровня эффективности работы авиакомпаний и создание безопасных условий для полетов.

Рассматриваемая организация была создана в середине сороковых годов прошлого столетия. В тысяча девятьсот сорок четвертом году в Чикаго, проводилась международная конвенция, где были разработаны основные правила работы данной организации. Сама организация начала свою работу в сорок седьмом году прошлого столетия. Здесь нужно отметить, что Международная организация гражданской авиации не имеет ничего общего с ИАТА.

Правительство СССР приняло решение о вступлении в ряды ICAO в начале тысяча девятьсот семидесятого года. Как уже было сказано выше, главной целью этой организации является безопасность воздушных перевозок. Помимо этого, рассматриваемая компания занимается решением всех вопросов, связанных с международным сотрудничеством компаний, занимающихся коммерческими перевозками. Именно эта компания разработала правила, которые разделили все воздушное пространство на несколько разных районов. Границы районов полетной информации установлены при учете возможностей оборудования, что используется для контроля воздушного движения.

Одной из основных задач рассматриваемой компании является создание специальных шифров, которые присваиваются каждой воздушной гавани. Эти идентификаторы используются для распространения информации о текущем графике полетов и метеорологических факторов. Помимо этого, данные коды применяются для обозначения аэровокзалов на специальных картах, что используются мировыми авиакомпаниями. Данные идентификаторы представлены в виде четырех символов.

Значение идентификаторов

Организация ICAO использует для обозначения аэропортов специальные коды из четырех символов. Авиакомпаниям, осуществляющим гражданские перевозки, присваиваются индексы, состоящие из трех букв. Подобный подход использует компания IATA, однако эта ассоциация применяет шифры, состоящие из трех букв.

Довольно интересен тот факт, что обе компании используют практически одинаковые шифры, для обозначения аэровокзалов Северной Америки. В случае с США к коду, разработанному ИАТА, прибавляется префикс «К». В качестве примера можно привести воздушную гавань, расположенную в штате Вашингтон. ИАТА присвоила этой воздушной гавани код IAD. Для обозначения этого авиаузла в своей системе, ИКАО использует код KIAD. Аналогичные правила действуют и в Канаде, однако в данной стране используется префикс «С».

Коды аэропортов мира ИКАО не имеют ничего общего с кодами IATA, кроме вышеперечисленных стран. Это объясняется тем, что данные организации используют разные системы для выбора шифров. ИКАО использует систему привязки кода к местности. IATA старается использовать те индексы, что имеют фонетическое сходство с названием аэровокзала. Здесь нужно отметить, что рассматриваемая организация занимается разработкой шифров, которые присваиваются самим лайнерам. Эти индексы, состоящие из 2-4 знаков, включают в себя буквы и цифры. Данные идентификаторы применяются при разработке полетных графиков.

ICAO занимается разработкой телефонных позывных, использующихся для гражданских лайнеров. Такие идентификаторы состоят из кода, с помощью которого обозначается перевозчик, и самого позывного. Как правило, в большинстве случаев позывной идентичен полному названию транспортной службы.

В качестве примера можно привести японского национального оператора. Для обозначения этой компании используется код JAL. В качестве позывного используется словосочетание Japan Air. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что двухсотый рейс этой фирмы обозначается при помощи кода «JAL200». В рамках переговоров с диспетчерской службой используется позывной «Japan Air, двести». Рассматриваемая организация занимается разработкой стандартов, согласно которой осуществляется регистрация воздушных кораблей в международной системе.

Сам по себе ICAO состоит из четырех букв

Расшифровка индексов аэровокзалов

Расшифровка ИКАО заслуживает отдельного внимания, так как идентификаторы, созданные этой организацией, часто используются в сфере коммерческой авиации. Такой индекс состоит из четырех символов и используется для передачи сведений о погоде и аэронавигационных факторах. Помимо этого, с помощью этого кода обозначаются аэродромы на навигационных картах транспортных компаний.

Первые два символа, входящие в состав этого кода, используются для обозначения региона, где расположен транспортный узел. Первая буква используется для обозначения континента либо его определенной части. Буква «Е» используется для обозначения Северной Европы. Символ «L» может обозначать как южную, так и центральную часть этого континента. В случае с Северной Америкой и Канадой, первая буква индекса обозначает саму страну. Это объясняется тем, что данные страны занимают большую территорию. Необходимо отметить, что некоторые символы не используются в действующих шифрах. К этой категории относятся следующие буквы:

Второй символ кода используется для обозначения страны, где расположен транспортный узел. Россия обозначается на картах ICAO при помощи буквы «U». Оставшиеся символы используются для обозначения самой воздушной гавани. В качестве примера приведем аэровокзал «Шереметьево», которому присвоен код UUEE. У некоторых авиаузлов подобный код отсутствует. В этом случае аэровокзал обозначается при помощи индекса ZZZZ.

Идентификаторы, присвоенные российским аэропортам

Использование буквы «U» для обозначения отечественных аэровокзалов объясняется тем, что данная буква применялась для обозначения Советского Союза. После распада СССР организация не стала менять данный шифр. Единственным исключением стали такие страны, как Латвия и Эстония, для которых были разработаны собственные коды.

Довольно интересен тот факт, что в Российской Федерации до сих пор используется собственная система обозначения авиаузлов, разработанная во времена СССР. Каждому аэропорту был присвоен код, состоящий из трех или четырех букв кириллицы. Эта система получила название «Сирена» в честь одноименной системы бронирования. Принцип, согласно которому выбираются идентификаторы, очень похож на ту систему, что используется компанией «IATA». Здесь нужно упомянуть о том, что на момент распада Советского Союза, многие города изменили свои названия. Подобные изменения оказали определенное влияние на внутреннюю систему. На сегодняшний день аэропорт Санкт-Петербурга обозначается при помощи кода «СПТ».

В начале девяностых годов прошлого столетия отечественные авиакомпании начали осуществлять множество рейсов в города Европы. Появление таких рейсов привело к необходимости присвоения внутренних идентификаторов иностранным городам. Так, Барселона обозначается при помощи кода «БЦН». Здесь же нужно отметить, что некоторые идентификаторы, разработанные ИКАО, были заменены русскими кодами. Данная замена произошла в рамках соглашения двух организаций.

Код является уникальным и присваевается один раз Международной организацией гражданской авиации

Идентификаторы IATA

Данная организация использует для обозначения аэровокзалов собственные шифры, состоящие из трех букв. Как уже было сказано выше, шифры выбираются на основе фонетической схожести с названием транспортного узла. Такие индексы используются агентствами, специализирующимися на продаже проездных документов. Помимо этого, данные идентификаторы используются в различных системах бронирования. Индексы, разработанные IATA, являются одним из основных способов координирования коммерческих перевозок.

Здесь нужно отметить, что данный индекс имеет целую структуру и не разбивается на отдельные символы. В качестве примера приведем индекс воздушной гавани «Шереметьево», которая обозначается с помощью сокращения «SVO». Здесь нужно отметить, что IATA присваивает индексы не только аэропортам, но и морским портам, а также железнодорожным вокзалам. Ленинградскому вокзалу, что находится в российской столице, присвоен индекс «ZKD».

В том случае, когда на территории одного города расположено несколько авиаузлов, то самому городу присваивается собственный идентификатор. Так Москве был присвоен индекс «MOW». Здесь нужно отметить, что коды некоторых городов России не совпадают с их названием. Это объясняется тем, что названия этих городов были изменены после распада СССР. Замена кодового обозначения ИАТА является длительным и дорогим процессом. На сегодняшний день названия, использовавшиеся во времена СССР, применяются для обозначения следующих городов:

Помимо этого, бывают ситуации, когда для обозначения города и аэровокзала используется один и тот же код. Подобная практика объясняется тем, что в этом городе расположен лишь один аэровокзал, имеющий международный статус. В качестве примера можно привести воздушную гавань «Пулково», которая обозначается кодом LED.

Интересные факты

В тысяча девятьсот девяносто втором году главы мировых стран подписали Резолюцию А29-1. Согласно резолюции, разработанной ИКАО, седьмое декабря объявляется Днем гражданской авиации. Данная резолюция одобрена Организацией Объединенных Наций.

За годы работы рассматриваемой компании скопилось довольно много интересных фактов. Среди них следует выделить одну особенность, связанную с воздушной гаванью Уфы. Идентификатор, выданный ИКАО, полностью совпадает с внутренним индексом этого транспортного узла. Этот случай является единственным сходством индексов за всю историю работы ИКАО. Также необходимо выделить тот факт, что код, присвоенный киргизскому городу ОШ, длиннее его названия.

Отдельного внимания заслуживает совпадение индексов ИАТА, что используются для обозначения Копенгагена и Саранска. Обоим городам присвоен код «СРН», что довольно часто приводит к путанице.

Эти коды предназначены для авиакомпаний, органов контроля воздушным движением, метеослужбами для передачи информации, а также прочей аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам

Заключение

В данной статье мы обсудили коды аэропортов по ИКАО. Международная организация гражданской авиации занимается разработкой кодовой системы, использующейся во всем мире. Созданные индексы применяются во время передачи данных о погоде и графике полетов. Главной задачей этой организации является обеспечение безопасности при путешествиях воздушным транспортом.

Коды аэропортов ИКАО

Photo: David McKelvey/Flickr

Каждый аэропорт имеет свой индекс. Именно его мы видим, когда ищем дешевые авиабилеты, изучаем обычный или электронный билет или смотрим электронные табло. Но в авиации не все так просто. Существует несколько систем кодирования: есть коды аэропортов ИКАО, а есть ИАТО, а еще есть внутренние индексы. Попробуем разобраться во всех этих терминах: зачем нужны коды, по какому принципу они назначаются и где используются.

Коды аэропортов мира

Для начала выясним, для чего аэропортам нужны коды, неужели нельзя пользоваться полными названиями? Дело в том, что с массовым распространением воздушного транспорта, перед международным сообществом встал вопрос: как идентифицировать все аэропорты, чтобы избежать путаницы. Ведь одноименные города – не редкость. Так, как минимум в 14 штатах США есть города с названием «Москва», у украинской Одессы насчитывается 12 тезок в Северной и Южной Америке, а у Санкт-Петербурга есть полный тезка в штате Флорида на другой части земного шара. Кроме того, передавать друг другу длинные названия было слишком неудобно, информационный обмен должен был быть максимально лаконичным и понятным для всех пилотов и всех диспетчеров мира. Так появились «персональные» коды аэропортов. Кстати, затронул этот процесс не только воздушные ворота, но и железнодорожные вокзалы, и водные порты.

Сегодня общепринятыми во всем мире являются две системы кодирования. Отличаются они не только количеством букв, но и организациями, присваивающими код, и тем, где они используются. Итак, встречаются:

  1. Коды ИАТА, которые назначает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).
  2. Коды ИКАО, присваиваемые Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
Читайте также:  Цена полета в стратосферу на Миг-29: сколько стоит, видео

Обе эти организации разрабатывают стандарты в области коммерческих авиаперевозок и регулируют вопросы безопасности полетов.

  1. Некоторые страны и, в частности, Россия используют региональные коды. Они применяются исключительно внутри страны.

Значение кодов по ИАТА

Код IATA представляет собой сжатое до трех латинских букв название локации. Эти коды получили массовое распространение. Сегодня их используют наземные службы, агентства по продаже авиабилетов, системы бронирования и другие организации. Именно эти символы, обозначающие тот или иной аэропорт, указываются на авиабилетах.

Всего существует 17 тысяч возможных комбинаций, из них сегодня используются порядка 12 тысяч кодов. Этот список периодически обновляется. Городам, в которых есть более двух аэродромов, присваивается свой собственный код. В частности код Москвы «MOW», а индексы крупнейших столичных аэропортов: «SVO» (Шереметьево), «VKO» (Внуково), «DME» (Домодедово).

В других случаях, когда в городе есть один крупный аэропорт, индексы могут совпадать. Например, код ИАТА аэропорта «Пулково» совпадает с кодом самого города Санкт-Петербурга – «LED». Нынешний код, кстати, достался ему еще с прежнего названия «Ленинград».

Изменение индекса – довольно затратное по времени и деньгам мероприятие. Поэтому коды многих городов после их переименования не изменились. Так произошло с Санкт-Петербургом, у Екатеринбурга с советских времен остался код « SVX» (Свердловск), у Самары — KUF (Куйбышев), у Нижнего Новгорода – « GOJ» (Горький), у Астаны – TSE (Целиноград).

Если в городе строится новый аэропорт, тогда он может получить код старого. Так, в частности, произошло с аэропортом Ростова-на-Дону. В конце 2017 года здесь заработал новый аэропорт «Платов», ему был присвоен код IATA старого аэровокзала «ROV». Второй, в свою очередь, получил новый индекс «RVI».

Расшифровка кодов аэропортов ИКАО

Код ИКАО состоит из четырех латинских букв. Им пользуются летчики и диспетчеры, чтобы передавать метеорологическую и навигационную информацию наземным службам. Эти коды также встречаются на радионавигационных картах для идентификации каждого аэропорта.

Каждый индекс ИКАО формируется на основе территориального признака.

Первая буква кода указывает на регион, где расположен аэропорт, или крупное государство. Например, L – Центральная и Южная Европа, Е — это Северная Европа, С — Канада, U – Россия. Причем не везде можно рассмотреть логику. Так, К — первая буква индекса США, а Y — Австралии.

Второй символ обозначает конкретную страну в данном регионе. LE – Испания, LF – Франция, EB – Бельгия, EI – Ирландия.

Последние два символа (три для больших государств, где первый символ уже обозначает конкретную страну, а не регион) уже указывают на конкретный аэропорт. Эти буквы добавлялись рандомно, поэтому даже не пытайтесь найти здесь закономерности.

Интересно, что в качестве первой буквы кода ИКАО никогда не используются буквы I, J, Q и X.

Существует особый код ZZZZ. Он используется в исключительных случаях, когда нужно направить самолет в аэропорт, не имеющий кода ИКАО.

Иногда между индексами ИКАО и ИАТА встречается взаимосвязь. Так, в США и Канаде коды по IATA образовали просто путем исключения первого символа. Но в большинстве случаев, эти коды не пересекаются.

Индексы по ИКАО в России

СССР как стране с большой территорией была присвоена своя первая буква кода – «U». Вторая буква выделялась с расчетом, чтобы она указывала на подразделение авиации, которая управляла конкретными аэропортами.

После распада Советского Союза буква «U» осталась. Большинство отделившихся стран оставили свои префиксы, но некоторые сменили их. Так, Эстония сменила первые два символа на EE, Литва – на EY, Латвия – на EV, Молдавия – EU.

Интересно, что аэропорт Калининграда «Храброво» имеет код с префиксом Белоруссии (UM), так как изначально он относился именно к этому территориальному управлению.

Кроме того, в России также используются индексы аэропортов, состоящие из четырех букв кириллицы. В одних случаях они представляют собой коды ИКАО, где латинские буквы заменены на русские. В других – они являются адресами аэропортов в телеграфной сети связи.

Внутренние коды России

Как мы уже упомянули, страны используют и внутренние индексы. Российская система обозначений состоит их трехбуквенных кодов на кириллице. Принцип назначения кодов аналогичен ИАТА – по сути, это сжатое обозначение локации аэропорта. В частности, национальное обозначение аэропорта Домодедово – «ДМД», Внуково – «ВНК», Шереметьево – «ШРМ», Пулково – «ПЛК», Ростова-на-Дону — «РОВ», Казани – «КЗН».

В постсоветском пространстве внутренние коды присваивались и зарубежным городам. Например, код Барселоны – БЦН.

Несколько интересных фактов

Есть два города, чьи коды по ИАТА полностью совпадают – Копенгаген и Саранск – CPH. Однако в электронной системе путаницы не возникает, ведь один код состоит из латинских букв, второй – из русских.

В мире есть лишь один город, чей код ИАТА целиком совпадает с подлинным названием города – Уфа (UFA).

Бывает, что код города длиннее названия самого населенного пункта. Так произошло с киргизским городом Ош, внутренний код которого «ОШШ». А вот в латинской записи число символов уже сравнялось – Osh (код ИАТА «OSS»).

Откуда берутся коды аэропортов?

Между аэропортами российского Саранска (внутренний код – CPН) и Копенгагена (международный код – CPH) больше общего, чем кажется: гляди, не перепутай направления. В стоимость перелета всегда включена шарада. Попеременно понятные заглавные буквы всплывают с поиском билетов, а затем преследуют тебя на их корешках, багажных бирках и табло. Переставляя твои инициалы, авиаперевозчик, если захочешь, даже подберет тебе аэропорт-тезку, а кто-то тем временем составляет подборки с самыми смешными кодами. Принцип, по которому кодируют аэровокзал, отличается от этого немногим. Препарируем FAQ: как выглядит код аэропорта, зачем он нужен и кто его придумал.


Зачем аэропорту код?

Когда полеты стали мировым феноменом, для обмена информацией понадобились универсальные способы. Международное сообщество как минимум не хотело перепутать Лондон в Соединенном Королевстве с Лондоном в Канаде. Чтоб избежать ошибок, передача данных должна была стать простой и понятной для пилотов и диспетчеров всех стран. Сегодня всем, что связано с пассажирскими авиаперевозками (от онлайн-бронирования перелета до печати посадочного талона), управляют с помощью уникальных «персональных» кодов . Любой из них может расшифровать специальный сервис. Такими же кодами награждают не только аэропорты, но и железнодорожные вокзалы, и морские порты.


Какие бывают коды?

Две интернациональные системы кодирования аэропортов, ICAO (ИКАО) и IATA (ИАТА) , считаются основными.

Систему ICAO используют летчики и авиадиспетчеры. Ее коды – это 4 латинские буквы, которые кажутся случайными, но реально имеют строгую структуру, привязывающую код к конкретному региону.

Коды IATA используются в интернациональных системах бронирования и наземных службах аэропортов. Это 3 буквы латинского алфавита, выстроенные по нативному принципу.

Кроме ICAO и IATA у аэропортов есть региональные кодовые комбинации, но ими пользуются только внутри какой-либо страны (в России, к примеру, в такой системе около 3 000 кодов). Как и IATA, региональный код из 3 букв (иногда кириллических) создан как единое целое, без непонятной обывателю внутренней структуры. Все используемые коды являются уникальными.


Как появилась кодификация?

Чтоб оптимизировать работу мировых аэропортов, в Международной организации гражданской авиации (ICAO) предложили свести их обозначения в унифицированную систему кодов. Каждый аэровокзал получал 4-значный код из букв латинского алфавита, выстроенный по конкретной логике. Композиции вышли тяжеловесными, но в строю оставались долго: ими пользовались поголовно все задействованные в авиаперевозках службы. Затем на смену кодам ICAO во многие сферы (например, для перевозчиков) пришла более простая система, но в узкоспециализированных направлениях вроде обмена радионавигацией, аэронавигационной информацией и метеосводками по-прежнему актуальны комбинации ICAO.

Та самая более простая и понятная для работы кодовая структура – плод Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Количество символов в системе сократилось до трех, а сам код остался без внутренней структуры: нативное сочетание 3 латинских букв стало восприниматься нераздельно, как идиома. Сегодня в мире около 12 000 кодов, а возможный максимум комбинаций – 17 000. Их список с обновлениями и поправками публикуется дважды в год.

Небольшие, часто местные, аэропорты могут обходиться и без кода ICAO, и без IATA. А буквенные комбинации, по каким-то причинам неактуальные, вскоре могут быть присвоены другому аэропорту.


Что означают коды?

Код ICAO

Коды ICAO сконструированы по строгой системе. Они привязаны к регионам, на которые указывают первые два символа комбинации. Первый символ – на регион: как E, например, обозначена Северная Европа, как L – Центральная и Южная. В случае крупных стран первая буква может указывать сразу на государство, например, К – США или Y – Австралия: логики в «выдаче» букв было немного. Вторым символом закодирована конкретная страна в регионе, который определен первым элементом кода. Оставшиеся 2 буквы комбинации (3 – для крупных стран) добавлялись рандомно. Они указывали на аэропорт в конкретной стране конкретного региона.

Код IATA

Для аэропортов Канады и континентальной части США коды IATA – это «обезглавленные» коды системы ICAO: без первой буквы. Но в большинстве случаев (в остальных частях мира, включая Гавайи и Аляску) эти комбинации не имеют сходства.

Коды IATA обычно – сжатое до 3 букв закономерное название локации. Так, Гонконг (Hong Kong) закодирован как HKG, Уфа – как UFА, а австралийские аэропорты в Сиднее (Sydney), Мельбурне (Melbourne) и Перте (Perth) получили обозначения SYD, MEL и PER по первым тройкам букв в названиях своих городов. Кроме городов часто сокращают названия аэропортов: например, римский FCO (Fiumiсinо) или парижский ORY (Orly Airport).

Логика работает не без курьезов. Руководство аэропорта Sioux Gateway (Су Сити, США) в ответ на заявку о присвоении кода IATA получило сокращение SUX (звучит как англ. « sucks ») , предельно красноречивое в англоговорящем регионе. Ассоциация взяла лучшие буквы из названия города. После 2 тщетных попыток поменять код, в Су Сити расслабились и забомбили слоган – Fly SUX.

В состав одного кода IATA может попасть несколько аэропортов. Потому что сами города, где больше двух крупных аэровокзалов, имеют собственные обозначения. Например, по запросу NYC найдешь рейсы из всех нью-йоркских аэропортов, потому что эта комбинация работает не для конкретного узла, а для всех в черте города. Иногда один и тот же код обозначает и крупный город, и один из его аэровокзалов (чаще – самый крупный или первый из появившихся). Например, Санкт-Петербург целиком и аэропорт Пулково имеют общий код LED.

Внутренние коды

Внутренние комбинации формировались так, чтоб они имели что-то общее либо с названием города, либо с его кодом IATA. Но, в отличие от последнего, когда города уже бывшего СССР получили новые имена, во внутренней системе одновременно изменились и их коды: тот же Санкт-Петербург (Ленинград) в региональной структуре обозначался как ЛЕД, а стал СПТ. В конце 1990-х, с расширением географии полетов у крупных авиаперевозчиков России, внутренние кириллические коды появились и у некоторых иностранных городов (например, БЦН – Барселона).

Читайте также:  Сколько стоит самолет: цена личного (частного) и пассажирского

У национального аэропорта «Минск» код IATA – MSQ (звучит похоже, а заполучить комбинацию MSK первым успел аэропорт Мастик-Пойнт, Греция). Код ICAO: UMMS (U – принадлежность сначала к Советскому Союзу, затем – к постсоветскому региону, М – Минск, MS – код аэропорта). С «U» начинаются международные коды всех бывших советских республик, которые сейчас не входят в состав ЕС. Внутренний код аэропорта: МИК.


Что может пойти не так?

В одном городе несколько крупных аэропортов. Тогда первый элемент кода IATA обычно определяет город, а два последующих – аэропорт. Три аэровокзала Лондона, например, (Heathrow – LHR, Gatwick – LGW, London City – LCY) закодированы по такому принципу.Y.

Уехал в Петербург, приехал в Ленинград. Когда город или аэропорт получает новое название, присвоенный код меняется редко: процедура затратная и сложная. Так, Пекин (после основания Китайской Народной Республики в 1949 году – Beijing) обозначается как PEK, по прежнему названию города Peking. А международный аэропорт Охара в Чикаго (ORD), названный в 1949 году в честь лейтенанта-командора Эдварда О’Хары, получил сокращение от своего первого имени, Orchard Field Airport, из-за близости к ферме Orchard Place. Другой отголосок прошлого – Х в обозначениях некоторых аэропортов США (Los Angeles – LAX, Portland – PDX). Поначалу аэровокзалы кодифицировались по ближайшей метеостанции: рядом с Лос Анджелесом, например, станция имела код LA. Но, когда количество стало увеличиваться и понадобилось вводить 3-буквенные сокращения, к существующим комбинациям недолго думая добавили букву X.

«Пришедшим поздно – кости». Идентификатор Брисбена (Brisbane) – BNE вместо ожидаемого BRI, поскольку как BRI закодирован итальянский Бари (Bari), а как BAR – небольшой военный аэропорт на острове в Тихом Океане. Та же история с Х в коде международного аэропорта Дубай (DXB): DUB уже занял Дублин, потому ему пришлось принять в свое имя экстра-букву.

«С» is for «Canada». Коды IATA канадских национальных аэропортов, как бы ни назывался город, начинаются с Y (Vancouver – YVR, Ottawa – YOW). Дело в том, что с развитием радиовещания Северная Америка географически разделилась на 3 зоны, каждая из которых имела свой буквенный определитель. Радиостанции США, вещавшие восточнее реки Миссисипи, – W, западнее – K, а трансляции из Канады обозначал игрек,

Сокращение из другого языка. Чилийский Международный аэропорт Mataveri больше других в мире отдален от цивилизации. Он единственный, кто принимает и отправляет самолеты на острове Пасхи. Код IATA у аэропорта Матавери – IPC. Логика есть, но она нестандартная: комбинация получилась из испанского названия острова – Isla de PasCua.

Коды аэропортов мира — смысл кодировки и примеры

Каждый авиационный вокзал имеет идентификационное обозначение латинскими буквами, некоторые — дополнительные название из национальных символов и цифр. Что означают коды аэропортов мира, каков смысл кодировки и наглядные примеры — обо всем этом в представленной материале.

Купив билет, каждый пассажир видит код аэропорта, из которого он будет вылетать, — для чего нужен такой код? Разве недостаточно названия и адреса аэропорта для его идентификации? Что же на самом деле скрывают коды и какие виды кодов существуют?

Зачем нужны коды?

В Копенгагене есть аэропорт. Люди, вылетавшие из него, видела на своих билетах код — СРН. Можно предложить, что код взят из согласных букв города — «К», «П», «Г».

В российском городе Саранск тоже есть аэропорт и на билетах из него ставится такой же код — СРН. Вероятно, и тут использовали согласные буквы.

Возникает вопрос — если код нужен для идентификации авиационного узла среди всех прочих, почему встречаются одинаковые обозначения. Может, коды нужны не для этого?

Потребность в едином реестре

После того, как авиаперелеты стали выполняться для перевозки пассажиров и обрели характер масс-медиа, возникла необходимость в присвоении городам и аэропортам наименований. Ведь есть Лондон в Великобритании, а есть Лондон в Канаде. Есть Одесса в Украине, а есть Одесса в США и тому подобное.

Однако для информационного обмена диспетчеров, пилотов, пассажиров, авиационных служб и прочих субъектов было неудобно использовать длинные названия, нужны были короткие и просты обозначения — коды.

В результате их использования на сегодняшний день вся система обслуживания аэропортов и перелетов построена на идентификации через уникальные коды. Вшитые в систему программы способны раскодировать их и правильно перенаправить данные.

Многие не знают, но подобные коды присваиваются не только аэровокзалам, но и другим крупным транспортным узлам — железнодорожным вокзалам, морским и речным портам, населенным пунктам.

Системы кодирования

В международной практике используются 2 основные системы кодов для аэропортов:

Первый код применяется для наземных субъектов, а также в системах бронирования билетов, — т. е. для пассажиров и служб, осуществляющих различные функции, не относящиеся напрямую к авиации. Этот потребительский код имеет 3 латинские буквы и хорошо знаком тем, кто хотя бы раз совершал полет через аэропорт.

Вторым кодом пользуются летчики и диспетчеры. Он состоит из 4 латинских букв, которые формируют его на основании территориального признака, хотя простому обывателю такой код кажется случайным.

Также каждая страна использует свою национальную систему обозначения аэропортов. В России — это система кодов наподобие ИАТА, которая применялась в Советском Союзе. Код состоит из 3 кириллических букв. Эту систему часто ошибочно называют сиреновской, но «Сирена» — система для покупки билетов, появилась значительно позже российского ИАТА.

В любом случае код аэропорта — уникальное обозначение, являющееся единым целым и не имеющим структуру, т. е. нет отдельного значения для каждой буквы, все буквы в коде означают один объект.

Немного истории

Международная организация гражданской авиации (на английском — ICAO) предложила пользоваться четырехзначными кодами для каждого аэропорта и заключить их в единый свод для применения пилотами и авиадиспетчерами. Причем знаки для кода выбирались по сложной методологии.

Первая буква обозначала регион — например, Европа, Австралия

Несмотря на громоздкость, эта система была внедрена тотально на всем международном пространстве и продолжает существовать и теперь — в некоторых узких отраслях авиации (метеосводки, радионавигация, аэронавигация) по миру применяю ИКАО.

А в массовом масштабе стала применяться новая система — ИАТА, которая сократила коды аэропортов до 3 символов и сделала его цельным и неделимым.

Сейчас присвоено около 12 тысяч кодов ИАТА, тогда как при возможностях латинских букв можно составить примерно 17 тысяч комбинаци .

Каждый год список кодов ИАТА обновляется — для фиксации произошедших изменений: присвоение нового кода, передачи кода одного аэропорта другому и т. п.

ИАТА расшифровывается как Международная ассоциация воздушного транспорта, именно она предложила новый метод распознавания авиационных станций.

  • в Ростове-на-Дону в связи с участием в Чемпионате мира по футболу в 2018 году открылся новый международный аэропорт — Платов; старый аэровокзал имел код ИАТА «ROV», который передали новому — теперь «ROV” обозначает Платов, а старый вокзал получил код «RVI»; при этом код ИКАО у новой воздушной гавани — «URRP”, а национальное обозначение — «РОВ», повторяет вариант Международной ассоциации воздушного транспорта, но на кириллице;
  • у московского Домодево код ИАТА «DME», а четырехзначная кодировка представляет такое наименование — «UUDD”, в отечественной системе он числится как «ДМД»;
  • у аэропорта Симферополя после перехода Крыма под юрисдикцию России сохранился код «SIP», в системе ИКАО — «UKFF”, во внутренней кодировки РФ — «УРФФ».

На пассажирских билетах указываются международный код из трех букв и национальная кодировка, эти обозначения помогают системам регистрации и безопасности работать стабильно и безошибочно.

Совпадение кодов Копенгагена и Саранска связано с тем, что один код состоит из латинских букв, а другой — из кириллических. Электронные системы различают разные алфавиты, поэтому путаница исключается.

код аэропорта ИКАО – ICAO airport code

ИКАО ( / ˌ aɪ ˌ к eɪ oʊ / , глаз- KAY -oh ) код аэропорта или указатель местоположения является четыре буквы коды обозначения аэродромов по всему миру. Эти коды, как определено в Международной организации гражданской авиации и опубликованы в ИКАО Документ 7910: Расположение индикаторов , используются управления воздушным движением операций и авиакомпаний , таких как планирование полета .

Коды ИКАО также используются для идентификации других объектов авиации , таких как метеостанций , международных полетов сервисных станций или диспетчерских центров , являются ли они или нет расположены в аэропортах. Полетной информации регионов также идентифицируется уникальным ICAO-код.

содержание

история

Международная организация гражданской авиации была образована в 1947 году под эгидой Организации Объединенных Наций , и она создала районы полетной информации ( FIR S) для управления воздушным движением и сделать идентификационную аэропорт простым и ясным.

Кодовые выборы в Северной Америке были основаны на существующих идентификаторов радиостанций . Например, радиостанции в Канаде уже начиная с «C», так что казалось логичным начать канадские идентификаторы аэропорта с C (Сххй). Соединенные Штаты имели много уже существующих аэропортов с установленными мнемоническими кодами. Их кода ИКАО была сформирована просто, предваряя К существующим кодам, а половина идентификаторов радиостанций в США начались с кодами К. Большинства ИКАА за пределами США и Канады имеет более сильную географическую структуру.

Большая часть остального мира был классифицирован в более планируемом сверху вниз. Таким образом иххх сослался на Советский Союз со второй буквы , обозначающей конкретную область внутри нее, и так далее. Европа слишком много места только один отправных писем, поэтому он был разделен на EXXX для северной Европы и Lxxx для южной Европы. Второе письмо было более конкретно: EG была Соединенное Королевством (G для Великобритании), EDxx была Западная Германия (D для Deutschland), ETxx была Восточная Германия (код ETxx был переведен в военные областях после объединения), Lexx была Испания (E для Испании), LAxx была Албания, и так далее. Франция была обозначена LFxx, как аналог EFxx был однозначно северная Финляндия . (первоначально OFxx, как более жесткая географическая структура развивался с течением времени, в самом начале, страна , как правило , была «блоки» коды, например, Финляндия по- прежнему имеет идентификатор страны ОН- в его регистрации воздушных судов).

коды ИКАО против коды IATA

Коды ИКАО являются отдельными и отличаются от кодов ИАТА , которые обычно используются для расписания авиакомпаний , бронирования и багажа тегов. Например, код IATA для London «s аэропорт Хитроу является LHR и его код ИКАО EGLL. Коды ИКАО обычно рассматривается пассажирами и широкой общественности на полетных отслеживания услуг , таких как FlightAware , но пассажиры будут чаще видеть коды IATA, например, на их билеты и их багажные бирки. В общем коды IATA обычно происходит от названия аэропорта или города он служит, в то время как коды ИКАО распределены по регионам и странам. Гораздо больше аэродромов (в широком смысле) имеют коды ИКАО , чем коды IATA, которые иногда назначены на железнодорожные станции , а также.

Состав

В отличие от кодов ИАТА, коды ИКАО обычно имеют региональную структуру и являются исчерпывающими. В общем, первая буква выделяется континент и представляет страну или группу стран , в рамках этого континента. Вторая буква обычно представляет страну в пределах этого региона, а остальные два используются для идентификации каждого аэропорта. Исключение из этого правила является более крупными странами , которые имеют коды стран односимвольных, где остальные три букв идентифицируют аэропорт. В любом случае, и в отличие от кодов ИАТА, ИКАО коды обычно предоставляют географический контекст. Например, если один знает , что код ИКАО для Хитроу EGLL, то можно сделать вывод , что EGGP аэропорт находится где – то в Великобритании (это Ливерпуль аэропорт имени Джона Леннона ). С другой стороны, зная , что код IATA для Хитроу LHR не позволяет вывести расположение LHV аэропорта с любой большей уверенностью (это Уильям Т. Пайпер Мемориал Аэропорт в Lock Haven, Пенсильвания в Соединенных Штатах).

Читайте также:  Турбулентность в самолете: что это такое, чем опасна сильная болтанка в самолете

Есть несколько исключений из региональной структуры кода ИКАО сделал по политическим или административным причинам. Например, RAF Mount Pleasant авиабаза в Фолклендском присваивается код Egyp ИКАО , как если бы это было в Соединенном Королевстве, но рядом гражданский аэропорт , такие как Порт – Стэнли аэропорт назначена SFAL, в соответствии с Южной Америкой . Точно так же Сен – Пьер и Микелон контролируется Францией, и аэропорты Есть назначены LFxx , как если бы они были в Европе. Кроме того, в области L (Южная Европа), все доступные 2-буквенные префиксы были исчерпаны , и , таким образом , никакие дополнительные страны не могут быть добавлены. Таким образом , когда Косово объявил о независимости, не было места в кодах Lxxx, чтобы приспособить его, поэтому аэропорты в Косово были назначены BKxx, группировка Косово с Гренландией и Исландией .

Буквы I, J и X в настоящее время не используется в качестве первой буквы любого идентификатора ИКАО. В России и СНГ , латинской буквы X (или его Morse / Baudot кириллицы эквивалентном Ь ) используется для обозначения государственных, военных и аэродромов экспериментальной авиации в внутренних кодов аэродромных , сходных по структуре и назначению к кодам ИКАО , но не используется в международном масштабе . Q зарезервирован для международной радиосвязи и других негеографических специальных применений (см Q – код ).

В прилежащих Соединенных Штатах, Канаде и некоторые аэропорты в Мексике, большинство, но не все аэропорты были назначены три-буквенными IATA кода. Они такие же , как их код ИКАО, но без ведущего К, С, или М .; например, YEG и CYEG оба относятся к Международному аэропорту Эдмонтона , Эдмонтон, Альберта ; IAD и KIAD используются для международного аэропорта Даллеса , Шантильи, Вирджиния . Эти коды не следует путать с радио или телевидения позывные , несмотря на то, что обе страны используют позывные из четырех букв , начинающиеся с этих букв. Тем не менее, потому что Аляска, Гавайи и Соединенные Штаты территория имеет свой собственный 2-буквенный префикс ИКАО (т.е. «PA» для Аляски, «PH» на Гавайи “), ситуацию там похож на другие более мелкие страны и код ИКАО их аэропортов , как правило , отличается от его соответствующего 3-письма идентификатор АВС / ИАТА. Например, Международный аэропорт Кона (PHKO против КОА) и Международный аэропорт Джуно (PAJN против JNU). Следует отметить, что наибольший выход на Гавайи, Международный аэропорт Гонолулу ИКАО код содержит идентификатор IATA – PHNL (IATA: HNL).

ZZZZ является псевдо-кодом, используемым в планах полетов на аэродромы без кода ИКАО присвоенного.

Список аэропортов, отсортированный по коду ИКАО, доступен ниже.

Псевдо-кода ИКАО

В небольших странах , как Бельгия или Нидерланды, почти все аэродромы имеют код ИКАО. Для более крупных стран , как Великобритания или Германия , это не представляется возможным, учитывая ограниченное число буквенных кодов. В некоторых странах эта проблема решается путем введения схемы кодов суб-ИКАО по аэродрому; Франция, например, присваивает коды псевдо-ИКАО в стиле LFddnn , где дд указывает Département тогда пп представляет собой последовательный счетчик. В случае Франции, любительской организации, в FFPLUM , был официально назван хранителем этих кодов.

Коды аэропортов ИКАО

Какие бывают коды

Две интернациональные системы кодирования аэропортов, ICAO (ИКАО) и IATA (ИАТА), считаются основными.

Систему ICAO используют летчики и авиадиспетчеры. Ее коды — это 4 латинские буквы, которые кажутся случайными, но реально имеют строгую структуру, привязывающую код к конкретному региону.

Коды IATA используются в интернациональных системах бронирования и наземных службах аэропортов. Это 3 буквы латинского алфавита, выстроенные по нативному принципу.

Кроме ICAO и IATA у аэропортов есть региональные кодовые комбинации, но ими пользуются только внутри какой-либо страны (в России, к примеру, в такой системе около 3 000 кодов). Как и IATA, региональный код из 3 букв (иногда кириллических) создан как единое целое, без непонятной обывателю внутренней структуры. Все используемые коды являются уникальными.

Аэропорт Казань. Код ИАТА: KZN; код ИКАО: UWKD; внутренний код: КЗН.

Для чего существует данная организация

Основная задача организации – контролировать и устанавливать правила безопасного полета любого вида воздушного транспорта и вести надзор за работой всех авиаперевозчиков мира. Кроме этого, всемирная организация, в состав которой входит 191 страна, должна защищать окружающую среду от вредного воздействия, который потенциально могут нанести самолеты.

Какой шифр присвоен России?

В настоящее время на территории Российской Федерации используются те же коды аэропортов ИКАО, которые были присвоены в СССР. Так как территория СССР была очень большой, первый символ представлялся отдельной заглавной буквой – U.

В некоторых случаях для удобства работы, четырехзначные символы не прописывались латинскими буквами, для этого использовался кириллический алфавит. Одновременно с таким шифром применяется и четырехзначный шифр воздушной гавани, который не прошел регистрацию в организации, однако, сохранил неизменным код региональной структуры.

После того как произошел распад СССР, странам Прибалтики была присвоена буква Е, Молдавии был присвоен префикс LU. Для остальных стран, которые стали отдельными государствами, первые символы были сохранены без изменений, их значение соответствовало названию региона.

Коды аэропортов мира по ИКАО должны отображаться в качестве региональной структуры. Однако это правило не касается самых больших мировых государств:

Для вышеперечисленных стран выделяется отдельный шифр, предусматривающий наличие однобуквенного префикса, а три оставшиеся символа указывают на аэропорт, которому принадлежит авиалайнер.

Первый символ кода ИКАО соответствует стране или континенту, где расположен аэропорт

Структура кода ИКАО

Карта стран и территорий с указанием используемого на них префикса кода аэропорта ICAO.

Коды ИКАО имеют региональную структуру. Первые две буквы образуют региональный префикс. Первая буква кода идентифицирует регион в мире — континент, часть континента (например, «E» — Северная Европа, «L» — центральная и южная Европа) или страну с большой территорией («K» — континентальная часть США, «С» — Канада, «Y» — Австралия). Вторая буква идентифицирует страну в регионе, соответствующем первой букве. Остальные две (три для крупных стран) буквы кода определяют аэропорт в этой стране.

В настоящее время все возможные префиксы на букву «L» уже используются.

Буквы I, J,Q и X не используются в качестве первой буквы кода аэропорта ICAO.

Специальный код ZZZZ зарезервирован для случаев, когда составляется план полета в аэропорт, не имеющий кода ИКАО.

Коды ИКАО в бывшем СССР

Для СССР, как для страны с большой территорией, была выделена отдельная первая буква кода — буква «U». Коды аэропортам на территории бывшего СССР присваивались с таким расчетом, чтобы вторая буква кода указывала на территориальное управление гражданской авиации, в ведении которого находился в то время аэропорт.

В СССР для удобства нередко употреблялись (а в России до сих пор находятся в употреблении) коды аэропортов, состоящие из 4 букв русского алфавита. В ряде случаев эти коды представляют собой коды ИКАО, в которых латинские буквы были заменены на русские по взаимно-однозначному принципу. Однако наряду с такими кодами используются внутренние четырёхбуквенные коды аэропортов, не зарегистрированные в ИКАО, но сохраняющие региональную структуру кодовой комбинации (во многих случаях эти коды являются одновременно и адресами аэропортов в телеграфной сети связи AFTN).[3]

После распада СССР прибалтийские государства получили для себя префиксы в зоне «E» (Эстония — EE, Латвия — EV, Литва — EY). Молдавия получила префикс LU. Остальные страны, образовавшиеся в результате распада СССР, сохранили префиксы, соответствовавшие их территориям:

  • UC — Киргизия (до 2013 года имела префикс UAF)
  • UA — Казахстан
  • UB — Азербайджан
  • UD — Армения
  • UG — Грузия
  • UK — Украина
  • UM — Белоруссия
  • UTA — Туркменистан
  • UTD — Таджикистан
  • UT (остальные буквы) — Узбекистан

Остальные префиксы, начинающиеся на букву U, сохранены за Россией:

  • UE — Якутия
  • UH — Дальний Восток
  • UI — Восточная Сибирь и Забайкалье
  • UL — Север Европейской части
  • UN — Центральная Сибирь
  • UO — Северная часть Центральной Сибири
  • UR — Южный и Северо-Кавказский регионы
  • US — Уральский регион
  • UU — Центральный регион
  • UW — Поволжье

Исключением из этого правила является аэропорт Храброво (), имеющий код UMKK (поскольку в советский период он относился к Белорусскому управлению Министерства гражданской авиации СССР).

ИАТА и ИКАО

Мировым воздушным гаваням присваиваются не только коды ИКАО, но и ИАТА. Данный шифр предусматривает три символа, он присваивается тем аэропортам, работу которых контролирует Международная ассоциация воздушного транспорта.

Аэропорты местного значения, имеющие небольшие размеры, могут не иметь ни одного из вышеперечисленных шифров. В некоторых странах они присваиваются воздушным пристаням военного назначения.

В настоящее время коды аэропортов мира ИКАО соответствуют названиям тех городов, к которым относятся авиалайнеры. Например:

  • воздушная гавань Киев-Борисполь — КВР;
  • аэропорт Москва-Шереметьево — SVO;
  • франкфуртский аэропорт присвоен — FRA.

Стоит отметить, что эти коды были присвоены в середине прошлого столетия и до сих пор остаются неизменными.

На территории России лидером среди воздушных перевозчиков является российская авиалиния «Аэрофлот». Воздушные транспортные средства этой фирмы предусматривают большой авиапарк, который стабильно расширяется. Компании «Аэрофлот» соответствует код ИАТА – SU, шифр – AFL, в код внутреннего значения – СУ.

Какие российские города имеют воздушные причалы

Многие спрашивают, в каких городах России есть аэропорты? Ответить на этот вопрос поможет список. Конечно, он будет далеко неполным, но он укажет на самые известные и крупные российские городские центры. Аэродромы имеются в:

  • Адлере;
  • Астрахани;
  • Архангельске;
  • Белгороде;
  • Владивостоке;
  • Вологде;
  • Воронеже;
  • Иркутске;
  • Казани;
  • Краснодаре;
  • Курске;
  • Липецке;
  • Москве;
  • Магнитогорске;
  • Мурманске;
  • Нижнем Новгороде;
  • Омске;
  • Ростове-на-Дону;
  • Ставрополе;
  • Сыктывкаре;
  • Сургуте;
  • Томске;
  • Уфе;
  • Хабаровске;
  • Челябинске;
  • Южно-Сахалинске;
  • Якутске.

В Нижнем Новгороде расположен старейший российский аэропорт. Он был основан в 1922 году, а в наши дни на территории аэродрома ведутся капитальные обновления. По плану закончить их должны к концу 2020 года.

Московский аэропорт «Домодедово»

Вы здесь

lass=”breadcrumb” xmlns_v=”http://rdf.data-vocabulary.org/#”>
Главная — Список аэропортов по коду ICAO

Список аэропортов по коду ICAO

Для быстрого поиска аэропорта по четырёхзначному коду ICAO, выберите первую букву известного вам 4-х значного ICAO кода аэропорта.

*ICAO (англ. International Civil Aviation Organization) – Международная организация гражданской авиации.

Ссылка на основную публикацию