Что такое разгерметизация самолета: что происходит с пассажирами на высоте

Разгерметизация самолета: что происходит с пассажирами?

Огромный тяжелый авиалайнер, который летит на высоте 10-15 км над землей, является весьма опасным транспортом. В случае возникновения трещины в корпусе непременно произойдет разгерметизация самолета, что может закончиться очень печально для пассажиров и членов экипажа. Однако крушение лайнера в воздухе, которое рисует фантазия человека, чаще всего не соответствует действительности.

Разгерметизация самолета: что происходит при этом?

Самая главная опасность, которая поджидает людей на большой высоте при разгерметизации, – нехватка кислорода. Уже через несколько секунд человек начинает дышать как сумасшедший, пытаясь уловить хотя бы немного кислорода из сильно разряженного воздуха. При этом он забывает обо всем на свете, и выпавшая возле него кислородная маска просто мешает. Человек в состоянии шока не понимает, что происходит, и тем более не понимает, что делать с только что выпавшей маской.

Сильный стресс, который обязательно имеет место при разгерметизации самолета, может повлечь сердечный приступ у людей со слабой сердечно-сосудистой системой. Впрочем, некоторые пассажиры в случае срабатывания системы автоматического сброса масок успешно ими пользуются. После того как человек надевает маску, можно начинать беспокоиться об остальных проблемах.

Низкая температура

Если возникает пробоина в самолете, то весь теплый воздух в салоне с огромной силой выбрасывается в атмосферу. При этом стоит сильный гул. Затем салон будет с большой скоростью наполняться холодным разряженным воздухом извне. Его температура может составлять -60 градусов, и такой холодный воздух с резкими порывами в салоне будет обжигать глаза, открытые участки кожи.

Конечно, такое возможно только в том случае, если трещина, которая привела к разгерметизации самолета, будет большой. Если возникает небольшая пробоина размером с пулевое отверстие, то навряд ли она сможет вызвать активный порыв воздуха в салоне и быстро “утащить” весь воздух. В этом случае ее достаточно закрыть журналом.

Перепад давления

Давление внутри салона самолета является привычным для людей. Оно равно атмосферному давлению на земле. Однако на высоте 10-15 км атмосферное давление в 2,5 раза ниже по сравнению с давлением на земле и в самолете. Внутри лайнера оно поддерживается искусственно, чтобы люди могли комфортно дышать. В случае разгерметизации самолета воздух с огромной силой вырывается наружу, и давление в салоне стабилизируется, то есть становится таким же, как и снаружи. При таком резком изменении давления пассажиры в салоне испытывают известное аквалангистам состояние. Речь идет о декомпрессионной болезни (ее также называют кессонной болезнью). Результат в этом случае трагичен: газы, которые есть в тканях и крови, образовываются в пузырьки, разрушают стенки сосудов и клеток. В результате человек может погибнуть. Именно поэтому аквалангистам нельзя резко опускаться на большую глубину или резко с нее подниматься. Перепад давления может стоить им жизни.

Незначительная разгерметизация салона самолета

При небольших повреждениях обшивка самолета способна сохранять свою целостность. То есть, если не произошла взрывная разгерметизация самолета на высоте, которая сопровождалась бы большими порывами потока воздуха, то ситуацию можно контролировать. Пилоту в случае обнаружения падения давления в салоне или снижения уровня кислорода необходимо просто сбавить высоту, но делать это нужно постепенно. Рекомендуемая высота для снижения – 3-4 километра над землей. На такой высоте давление в салоне и на улице приблизительно сравняется, и экипажу, равно как и пассажирам, будет комфортно.

После снижения до безопасной высоты экипаж на основе имеющихся данных о состоянии судна может принять решения о необходимости выполнения посадки на ближайшем аэродроме или продолжения полета. Чаще всего выполняется посадка в ближайшем аэропорту, поскольку это достаточно серьезный повод для аварийной посадки – разгерметизация самолета. Что происходит уже в аэропорту после аварийной посадки? Людей эвакуируют, оказывают медицинскую помощь, самолет исследуют для выявления пробоины и ищут причины, из-за чего это произошло.

Что делать пассажирам?

Итак, мы уже выяснили, что происходит с пассажирами. Разгерметизация самолета обязательно вызывает панику, и с этим ничего не поделать. И хотя специалисты рекомендуют сохранять спокойствие, на практике это невозможно. В том случае если удается сохранять спокойствие, то необходимо сразу же пристегнуться и надеть кислородную маску, которая выпадает сверху. Желательно пристегнуть людей, которые находятся рядом (если они сами этого не сделали). Пожалуй, это максимум, что может сделать обычный пассажир, который находится в самолете с пробоиной. Никакого подвига человек совершить в данном случае не может, поэтому необходимо надеть маску и спокойно наблюдать, как профессиональные пилоты стараются сохранить очень дорогой самолет и еще более дорогие жизни пассажиров.

Известные случаи

Отметим, что разгерметизация происходит часто. И хотя это внештатная ситуация, она имеет место, однако часто это заканчивается благополучно для экипажа и пассажиров, но не всегда. Известные случаи:

  1. Boeing 737 1 апреля 2011 года вылетел из Финикса. Однако в верхней части судна образовалось отверстие диаметром 1,5 метра. К счастью, пилоты смогли очень быстро снизить лайнер и посадить его, избежав любых жертв.
  2. В 2005 году на высоте произошла разгерметизация судна. Самолет вследствие медленного разрушения стал неуправляемым и врезался в гору. В результате погибло 127 человек, включая 6 членов экипажа и 121 пассажира.
  3. В 1988 году на Гавайями произошла мгновенная разгерметизация, в результате чего один из членов экипажа погиб. Несмотря на наличие повреждения обшивки, самолет удалось посадить.
  4. В 2015 году в ходе снижения для осуществления посадки в самолете на рейсе “Самара – Москва” произошла разгерметизация. При этом никто не пострадал.

Из этих случаев единственным катастрофическим является второй, когда самолет стал неуправляемым, что привело к смерти 127 человек.

В заключение

Из всего этого следует, что сама по себе разгерметизация не страшна. Все зависит от условий, при которых она происходит. И чем выше находится самолет и чем большее отверстие возникает в прошивке лайнера, тем страшнее могут быть последствия. Многие самолеты летают на высоте 2-3 километра с отсутствием какой-либо герметизации, и ничего страшного не возникает. Но резкий перепад давления, отсутствие кислорода, огромная скорость, низкая температура и паника – все это может привести к печальным последствиям. Итак, мы уже выяснили, что происходит с людьми. Разгерметизация самолета может привести к гибели всех людей, находящихся в самолете, а может никому не навредить. Чаще случается второе.

Разгерметизация самолета – что происходит с пассажирами?

Что представляет собой разгерметизация самолета?

Разгерметизацией называется потеря целостности герметично закрытого корпуса или какой-то его части. Чаще всего этот термин применяется в авиации.

Различают плановую (открытие дверей при приземлении, ремонт авиалайнера) или незапланированную (ее еще называют аварийной) разгерметизацию. Вторая может быть очень опасна для людей, находящихся на борту.

Современные воздушные суда передвигаются на большой высоте, где практически отсутствует воздух, поэтому разгерметизация может причинить большой вред. Однако не каждая разгерметизация приносит разрушения, которые показывают фильмы-катастрофы.

Известно немало случаев, когда небольшие пробоины не мешали полету и не угрожали жизни пассажиров и членов экипажа. Следует также помнить, что современные самолеты являются сверхнадежными аппаратами и имеют средства защиты пассажиров.

Следует заметить, что даже полная разгерметизация не способна остановить двигатели, хотя при достаточно долгом полете могут замерзнуть части оборудования.

В чем заключается опасность разгерметизации для пассажиров

И все же случаи разгерметизации иногда происходят, и необходимо знать, что в этот момент происходит с пассажирами.

Читайте также:  Аэропорты России на карте: список международных аэропортов

Самой главной опасностью является нехватка кислорода для дыхания. Поскольку самолет летит на большой высоте, где практически нет воздуха, то атмосфера за бортом отличается высокой разреженностью. При возникновении пробоины воздух из салона устремляется наружу.

Начинается кислородное голодание людей, находящихся на борту самолета. Человек начинает задыхаться, потом наступает потеря сознания и смерть. Для предотвращения этой печальной ситуации при разгерметизации в салоне самолета автоматически выпадают кислородные маски. Необходимо быстро надеть ее на себя и вдохнуть. Кислород начнет поступать автоматически.

На этой стадии от пассажира ничего не зависит, ему надо просто воспользоваться спасательными приспособлениями, помочь при необходимости соседям и четко выполнять все указания экипажа. Кислорода в маске хватит на 10-12 минут, за это время летчики опустят самолет на безопасную высоту, где воздух перестанет покидать салон.

Второй проблемой может стать стресс, возникший при аварии. У людей со слабым сердцем или другими критическими заболеваниями, типа астмы, может стремительно развиться данное заболевание. Чтобы этого не произошло, необходимо принять необходимые лекарства, успокоиться и не паниковать.

Третьей проблемой станет низкая температура. Вместе с воздухом из салона самолета улетучится тепло, и температура в салоне сравнится с температурой за бортом, где она может достигать отметки в 50-60 градусов ниже нулевой отметки.

В этом случае может наступить обморожение. При возможности следует укрыться теплыми вещами и закрыть глаза. Следует помнить, что такое снижение температуры произойдет не мгновенно, так что у пилотов будет время опуститься в более теплые слои атмосферы.

К тому же резкое похолодание возможно лишь при наличии большой пробоины в корпусе самолета, небольшое отверстие можно изолировать даже журналом. В этом случае прекратится и утечка воздуха из салона. Так что паниковать раньше времени не стоит.

Перепад давления

В летящем самолете сохраняется такое же давление, которое было на земле. Это делается искусственно для того, чтобы находящиеся на борту пассажиры и члены экипажа могли свободно дышать и чувствовали себя комфортно.

Однако на высоте давление из-за отсутствия воздуха крайне низкое. По мере исчезновения воздуха из салона, давление внутри самолета приблизится к давлению за его бортом и станет в 2-2,5 раза ниже. Такое резкое падение может привести к закипанию крови внутри тела человека. Пузырьки воздуха, которые находятся в клетках организма, начинают лопаться, вызывая разрывы тканей и массовое кровотечение.

Такое состояние называют декомпрессионной или кессонной болезнью. Этот термин чаще используется в среде подводников, которые поднимаются с больших глубин. В этом случае они поднимаются достаточно медленно, чтобы внутреннее и внешнее давления успели сравняться. В разгерметизированном самолете такой возможности нет.

Пассажирам остается только надеяться на то, что летчики успеют опустить самолет достаточно низко, чтобы перепад давления не был таким стремительным и болезненным. Этот перепад опасен и баротравмой. Она может быть легкой – нарушение барабанных перепонок или повреждение легких, или тяжелой, вплоть до остановки сердца.

Во время разгерметизации самолета возникает сильный ветер. Он сносит незакрепленные предметы, которые могут нанести травму человеку и вызывает очень громкий шум, в котором практически невозможно что-то расслышать.

Вывод

Все эти трагические последствия возникают лишь при достаточно обширном повреждении обшивки воздушного лайнера. Небольшие нарушения целостности не сильно повлияют на состояние пассажиров и дадут время экипажу снизить самолет на безопасную высоту.

На расстоянии 3-4 километров над землей потеря воздуха, давления и тепла не так страшна для пассажиров. После такого снижения запрашивается экстренная посадка в ближайшем аэропорту.

Разгерметизация салона самолета опасно, в первую очередь, паникой. Именно из-за паники пассажиры получают гораздо большие увечья, по сравнению с теми, которые они могли бы получить, находясь в спокойном состоянии.

Поэтому от пассажиров требуется сохранение спокойствия и следование всем указаниям экипажа.

Что такое разгерметизация салона самолета

Достаточно много людей страдает боязнью авиаперелетов. На появления такого рода страха влияет масса факторов. Нужно сказать отдельное «спасибо» кинематографу, обрисовавшему во всех подробностях все мыслимые и немыслимые ситуации, которые могут произойти в самолете. Плюс к этому личностные страхи и переживания человека. Например, при сильной боязни высоты и замкнутого пространства ожидать комфортабельного перелета лишено смысла.

В этой статье мы расскажем, что произойдет в ситуации, которую многие представляли, заходя на борт авиалайнера. Мы в подробностях рассмотрим, что такое разгерметизация самолета и что происходит с человеком при разгерметизации самолета на высоте.

Начнем с понятия – что такое разгерметизация салона самолета? Другими словами, в этот момент происходит выравнивание давления окружающего пространства с давлением внутри салона.

Еще со школьных уроков физики известно, что чем дальше от поверхности земли, тем ниже будут показатели атмосферного давления. Понижение давление происходит с арифметической прогрессией: 1 мм ртутного столба примерно на каждые 10-12 метров. Но наступает тот предел, когда давление окружающего пространства становится некомфортным для человека и даже может нанести вред здоровью.

Важные сведения

Разгерметизация самолета — это утрата судном герметичности, как следствие воздействия внешних или внутренних факторов. Но что же это за факторы?

Выделяют следующие причины разгерметизации салона самолета:

  1. Технические дефекты. В этом случае детали, которые должны обеспечивать герметичность салона, не выдерживают нагрузок и не выполняют свои функции.
  2. Влияние человеческого фактора. Это могут быть случайные или намеренные действия пассажиров/экипажа, которые влекут за собой утрату герметичности.
  3. Превышение допустимых показателей нагрузок, оказываемых на летательный аппарат.
  4. Внешнее механическое воздействие, которое нарушает целостность корпуса самолета. Например, ракетно-пушечный обстрел.

Разгерметизация может быть запланированной, а может быть аварийной. Запланированная разгерметизация проводится перед посадкой самолета. Авиалайнеры снабжены специальной системой клапанов, благодаря чему пилоты имеют возможность совершать разгерметизацию, для выравнивания давления в салоне с давлением за бортом.

Разгерметизация корпуса может быть аварийной. Если она происходит резко и стремительно, самолет, к сожалению, практически всегда обречен на катастрофу. Разрушается корпусная часть самолета, он, так сказать, разваливается на лету. Пассажиры вместе с экипажем могут погибнуть из-за резкого перепада давления и кислородного голодания.

Следует отметить, что постепенная потеря герметичности никак не влияет на работу двигателей и самолет продолжает полет. А вот для пассажиров салона и экипаж лайнера подобная ситуация может иметь печальные последствия.

Что происходит при разгерметизации самолета с людьми?

Следует уточнить, что стандартная крейсерская высота полета пассажирских авиалайнеров – около 10 км. Содержание кислорода в воздухе и атмосферное давление на такой высоте абсолютно не предназначены для нормального функционирования организма человека. Можно выделить такие факторы, неблагоприятные для людей:

  • Предельно низкое содержание кислорода. Кислородное голодание, которое возникает вследствие этого, может сопровождаться острыми сердечными приступами и потерей сознания. Не говоря уже о панических атаках.
  • Низкая температура воздуха (до -50 о С) и сильнейшие порывы ветра (700-800 км/час). Это способствует обмерзанию открытых участков тела (кожа, глаза, слизистые оболочки).
  • В сочетании с резким перепадом давления может резвиться кессонная болезнь (мелкие пузырьки газа разрывают кровяные сосуды).

Но не все так плохо. Авиакомпании заботятся о безопасности пассажиров. Поэтому на борту имеются необходимые средства безопасности. Рассмотрим, что они собой представляют и как нужно действовать в случае разгерметизации салона авиалайнера.

Читайте также:  Розыск багажа (Аэрофлот, Шереметьево): сколько длится поиск потерянных вещей, контактная информация, горячая линия, как найти забытые в самолете вещи

Что делать при разгерметизации

Вы, конечно, можете подумать, что пассажир не успеет ничего предпринять и его снесет воздушным потоком. Успокоим вас – для таких случаев предусмотрены ремни безопасности. Они плотно фиксируют человека в пассажирском кресле, даже если пробоина в самолете диаметром с футбольный мяч.

Помимо этого, система безопасности предусматривает выдачу кислородных масок в случае аварийной ситуации. Конечно, объем кислорода позволит нормально дышать всем пассажирам и экипажу самолета не более 15 минут. Но этого времени пилоту должно хватить для снижения на безопасную высоту. На высоте 3 км воздух уже не настолько разрежен и дыхание возможно без кислородной маски.

После всей прочитанной информации главное — не пугаться предстоящих перелетов. Жизнь, конечно, полна неожиданностей, но работники аэропортов тщательно следят за состоянием авиапарка.

Каждый самолет, вне зависимости от размеров, вместительности и дальности полета, в обязательном порядке проходит технические проверки. Такие проверки комплексные, но при этом тщательные. Корпус транспорта полностью проверяется на наличие микротрещин и более явных повреждений целостности.

Стоит отметить, что вероятность попасть под машину на вечерней прогулке в тысячи раз превышает шансы попасть в аварию с разгерметизацией корпуса самолета. Ведь подобные инциденты имеют место, по большей части, в военной авиации. Пассажирские перевозки намного более безопасны, чем вы можете подумать. Поэтому нет никакого повода отказывать себе в быстром и комфортном путешествии. Ведь помимо технического контроля на авиабазе полный контроль авиалайнера совершает опытный экипаж.


Что делать при разгерметизации самолета

Многие люди страдают от аэрофобии, это связано с большим количеством факторов, не последнюю роль играют фильмы, в которых показаны подробности всех ситуаций, который могут случиться в полете. Комфорт во время перелета невозможен при боязни закрытых пространств и высоты, которые считаются одной из самых распространенных причин предубеждений перед авиапутешествиями.

При этом важно учитывать, что авариями и большим количеством жертв по статистике намного чаще сопровождаются езда по дорогам на автомобиле, воздушные крушения происходят намного реже. Несмотря на это самым распространенным страхом у пассажиров считается разгерметизация самолета, которая может привести к его падению.

Основные причины

В стандартной ситуации лайнер герметичен, безопасность обеспечивается за счет автономных систем жизнеобеспечения, что обеспечивает безопасность. Запланированная разгерметизация проводится перед посадкой лайнера, при помощи системы клапанов обеспечивается управляемое выравнивание давления в салоне. В случае аварийной разгерметизации удачный исход возможен только при минимальных повреждениях обшивки, чаще всего происходит авиакатастрофа, корпус машины разрушается на ходу, пассажиры гибнут. Дело в том, что на высоте более 10 тыс. км давление и температура очень низкие, дефицит кислорода считается препятствием для нормальной жизнедеятельности организма.
Причины аварийной разгерметизации:

  • человеческий фактор — действия сотрудников экипажа или людей;
  • повреждение обшивки посторонними предметами;
  • производственный брак — некачественные комплектующие, нарушение сборки;
  • нештатная ситуация — превышение нагрузки на лайнер.

Основная опасность разгерметизации заключается в кислородном голодании, обморожениях, кессонной болезни, чаще всего пристегнутые пассажиры не выпадают из самолета, если только пробой не расположен в непосредственной близости к ним.

Последствия

Биотравма может быть легкой или тяжелой, в первом случае людям грозит повреждение легких или барабанных перепонок. В тяжелых случаях случаются обморожения, травмы, в т.ч. черепно-мозговые, переломы костей. Основной проблемой при разгерметизации считается острый дефицит кислорода, в результате которого дыхание учащается, вследствие острой формы гипоксии возникает головокружение. Через несколько секунд происходит потеря сознания, очень быстро запускается процесс отмирания клеток, что грозит летальным исходом.

Действия пассажиров

В течение полета пассажиры должны быть пристегнутыми, это позволит избежать травм во время турбулентности и при декомпрессии. Важную роль играет поведение, при разгерметизации салона следует соблюдать спокойствие и не паниковать, выполнять инструкции. Разгерметизация сопровождается свистящим звуком, после чего выпадают кислородные маски, которые следует сразу одеть на себя, а потом на детей. При необходимости рекомендуется помочь сидящим рядом пассажирам. Кислорода в каждой емкости хватает на 12 мин., этого времени достаточно для снижения на высоту, воздух на которой пригоден для дыхания. В кабине пилотов расположены кислородные баллоны, использование которых позволяет в течение двух часов после разгерметизации управлять самолетом.

Действия экипажа

После обнаружения повреждений члены экипажа должны максимально быстро снизить лайнер на безопасную высоту (3-4 тыс. км), нормально дышать уже можно на 5 тыс. Воздух пригоден для дыхания и нормальной жизнедеятельности организма, после стабилизации обстановки следует оценить ситуацию и принять решение о посадке в аэропорту, расположенном ближе всего. Разгерметизация — это достаточная причина для прекращения полета, так как риск полного разрушения самолета всегда высок. При подозрениях на нарушение целостности обшивки не рекомендуется использовать аэродинамический тормоз, тяга должна быть в режиме малого газа, при снижении ускорить торможение поможет шасси, скорость должна быть ограничена.

Автопилот

Кислородные маски ограничивают обзор зрения, затрудняют связь с диспетчерской, поэтому при разгерметизации лайнера рекомендуется использовать автопилот. Сотрудники экипажа получают возможность адекватно оценивать обстановку, распознавать контрольные карты и контактировать со службами УВД. Если экипаж находится в бессознательном состоянии, автопилот обеспечивает полноценное управление самолетом. Нюансы использования лайнера при аварийном снижении могут отличаться в зависимости от особенностей и характеристик модели самолета. Основной принцип заключается в обеспечении режима быстрого достижения безопасной высоты, в целях снижения вероятности сближения с другими лайнерами необходимо отклониться от основной трассы.

Меры безопасности

Важную роль играет тщательность подготовки судна и сотрудников экипажа, на исход могут повлиять следующие факторы:

  • соблюдение условий эксплуатации;
  • соблюдение сроков прохождения проверок и обслуживания;
  • конструкция лайнера.

Современные модели самолетов оснащены системами, которые позволяют постоянно держать под контролем состояние лайнера. При наличии надлежащей квалификации и опыта даже незначительные поломки будут сразу выявлены, что позволит предотвратить развитие отрицательных последствий. Несмотря на это аварийные ситуации все же происходят, поэтому важно соблюдать бдительность и правильно реагировать при ее возникновении.

Чем опасна разгерметизация

Самолет Airbus 321 турецкой авиакомпании OnurAir, выполнявший рейс из Анталии в Челябинск, совершил аварийную посадку в волгоградском аэропорту из-за подозрения на разгерметизацию. Пассажиры делятся своими страхами, рассказывая о разгерметизации салона, а представители авиакомпании утверждают, что никакой опасности не было. Разбираемся, что такое разгерметизация салона и чем она опасна для пассажиров.

Ч то произошло?

Самолет Airbus 321 турецкой авиакомпании OnurAir, выполнявший рейс из Анталии в Челябинск, совершил аварийную посадку в волгоградском аэропорту из-за подозрения на разгерметизацию. В момент ЧП на борту самолета находились 226 пассажиров и восемь членов экипажа. Спустя два часа полета командир воздушного судна объявил об экстренной посадке. Причиной этого стала разгерметизация салона Airbus 321.

По словам пассажира авиарейса челябинца Александра Агафонова, самолёт совершил снижение примерно с 10 тысяч метров до пятисот всего за пять минут.

Такие ситуации происходят время от времени, поэтому ранее EUROMAG уже не раз писал о том, насколько она представляет опасность для самолета и пассажиров.

Что такое разгерметизация самолета?

Разгерметизация — потеря герметичности корпуса или какой-либо системы летательного аппарата. Аварийная разгерметизация происходит непредвиденно вследствие технического дефекта, внутреннего или внешнего воздействия.

В случае разгерметизации салона происходит падение давление воздуха (декомпрессия). Если скорость падения давления выше, чем скорость выхода воздуха из лёгких, то это явление называют взрывной декомпрессией. Декомпрессия, проходящая быстро, но не быстрее, чем воздух выходит из лёгких, носит название быстрой декомпрессии. Наконец, медленная, или постепенная декомпрессия происходит настолько медленно, что субъективно не обнаруживается до появления признаков гипоксии.

Читайте также:  Самые красивые аэропорты мира: Мадрид-Барахас, Кансай и другие, с фото и описанием

Взрывная декомпрессия в самолете практически всегда связана с разрушением корпуса летательного аппарата. Впрочем, вопреки поверьям, даже при образовании значительного отверстия в корпусе самолета, подобная декомпрессия не приводит к гибели людей, а лишь грозит слабыми баротравмами (уши и легкие).

Риск баротравмы авиапассажира при быстрой декомпрессии также практически отсутствует. Медленная, или постепенная, декомпрессия происходит медленно и вплоть до появления признаков гипоксии обнаруживается только с помощью приборов. Может возникнуть в результате разгерметизации самолёта, набирающего высоту.

Была ли опасность для пассажиров?

Пилот гражданской авиации рассказал EUROMAG о порядке действий в подобных ситуациях, а также поделился рядом технических подробностей работы самолета и своими предположениями на тему причин случившегося.

«Очевидно, что в случае с самолетом произошла медленная декомпрессия, связанная с некорректной работой системы поддержания давления в кабине самолета. Подобное падение давления могут зафиксировать только приборы, после чего система произведет автоматический выброс кислородных масок. На случай проблем с автоматикой у экипажа есть кнопка принудительного выброса кислородных масок», – пояснил эксперт.

«Маска активируется в момент, когда пассажир дергает за нее – в маске находится химический генератор кислорода, активируемый механически. Делать это надо только после того, как маска была прижата к лицу. Маска работает 15 минут. Этого более чем достаточно для снижения самолета до высоты, на которой человек может обойтись без дополнительных приборов», – добавил пилот.

«Время аварийного снижения самолета с высоты в 10 000 метров до 3 000, на которых можно спокойно дышать – 4 минуты. Впрочем, относительно нормально человек может дышать уже на 5 000 метров. Стоит отметить, что у пилотов своя изолированная система кондиционирования и поддержания давления. Кабина герметична, а запаса кислорода в аварийных баллонах хватит на 2 часа», – добавил он.

Кроме того, эксперт пояснил, что «нормальное время набора высоты – 20-25 минут, в зависимости от аэропорта, погодных условий и других моментов».

Чем грозит подобная декомпрессия?

«Фактически, подобные ситуации не представляют реальной опасности для пассажиров и экипажа. Разве что эмоциональное потрясение, чаще всего связанное с элементарным незнанием технических моментов. После приземления все пассажиры и экипаж должны пройти медосмотр. Последние, скорее всего, будут отстранены от полетов на несколько дней во избежание эмоциональной перегрузки», – рассказал пилот.

Как часто происходят подобные ситуации?

«Довольно редко. В отличие от, например, ударов молний, подобную ситуацию можно предупредить путем своевременного технического обслуживания самолета. Тем не менее, техника иногда ломается, даже при регулярном обслуживании», – добавил он.

В случае с рейсом все закончилось благополучно. По словам специалистов, сотрудники авиакомпании полностью выполнили свои инструкции. Несмотря на жалобы и разбирательства, реальные претензии предъявить авиакомпании довольно сложно.

Новая версия катастрофы A321: лайнер сгубила взрывная разгерметизация

Рейс, который лопнул

04.11.2015 в 18:28, просмотров: 15590

После того как стало известно, что самолет А321 авиакомпании «Когалымавиа» начал разваливаться еще в воздухе, большинство экспертов, выступающих в СМИ, сразу стали склоняться к версии теракта. Однако «МК» из источника, близкого к расследованию, получил информацию, которая говорит о том, что террористы к этой трагедии могут быть абсолютно непричастны, если, конечно, не считать ими тех, кто занимается организацией авиационной деятельности некоторых российских авиакомпаний.

По данным нашего источника, летчикам, работающим в авиакомпании «Когалымавиа», было дано негласное указание: по возможности при любой ситуации не сообщать о неисправностях самолетов ни в каких аэропортах, кроме «Домодедово». Прикладывать все усилия, чтобы ремонтироваться дома.

В первую очередь это касалось европейских аэропортов, так как ИКАО (Международная организация гражданской авиации) требует, чтобы в этом случае ремонт производился там, где была обнаружена неисправность. А это ведет к задержке либо отмене сразу нескольких рейсов этого самолета, а соответственно, к финансовым потерям авиакомпании.

О том, что ряд самолетов был не в лучшей технической форме, по данным нашего источника, знали многие сотрудники «Когалымавиа», однако вслух предпочитали об этом не говорить.

В том числе, как утверждает наш источник, знали они и о том, что у технических служб имелись претензии конкретно к самолету А321, который разбился на Синае. К примеру, у него, как утверждают, из пяти печек, в которых разогревают пищу для пассажиров, работало только три, что по инструкции абсолютно недопустимо.

Причиной же катастрофы, по одной из версий авиаэкспертов, могла стать взрывная разгерметизация салона самолета, то есть ситуация, когда самолет изнутри разрывает повышенное давление.

По слухам, этот борт «страдал» проблемой избыточного давления. Летчики и стюардессы, обслуживавшие самолет, якобы часто жаловались на нехватку кислорода и головокружение во время полета на нем.

Что такое взрывная разгерметизация и могла ли именно она стать причиной катастрофы, «МК» попросил рассказать экс-директора департамента авиакосмической промышленности Минэкономики, бывшего заместителя председателя МАК, лауреата премии правительства России в области науки и техники Александра КНИВЕЛЯ:

— Во-первых, если действительно правда, что из пяти печек, в которых разогревали еду для пассажиров, работало всего три, то это могло быть вызвано какими-то проблемами в электропроводке. Возможно даже, что эта проводка шла где-то рядом или пересекала провода радиосвязи, что, безусловно, при расследовании необходимо проверить.

Во-вторых, что касается взрывной разгерметизации. Если салон самолета имеет некое маленькое незаметное отверстие или трещину, то воздух через него может просачиваться потихоньку. Но в случае, если, к примеру, происходит мгновенное разрушение какого-то гермошпангоута, то весь воздух из самолета может вылететь сразу же — вместе, допустим, с частью хвоста. Это как раз и называется взрывной разгерметизацией.

То есть, если давление в кабине самолета на высоте полета 10 000 метров такое же, как, к примеру, на высоте 5000 метров, то это нормально, самолет изнутри не разорвет. Но если давление на высоте 10 000 м подскочило до такого, какое обычно бывает на 4000 м, а не на 5000 м, то это избыточное давление может привести к разрыву самолета при условии, что он был плохо отремонтирован, из-за чего его конструкция не отвечала прочностным нормативам.

К тому же, как уже известно, самолет перед падением испытал болтанку: его сначала бросило вниз, потом вверх, а это означает, что была серьезная нагрузка на конструкцию. Возможно, он провалился в воздушную яму, а это перегрузка. Если давление в тот момент было повышенное, то вполне могло выбить какой-нибудь силовой элемент, что в дальнейшем повлекло за собой разрушение всей конструкции.

Сумма таких факторов, как перегрузка, которая наложилась на избыточное давление, при плохом качестве ремонта, могла привести к трагедии. Я подобной версии не исключаю. Причем замечу, что качество ремонта отслеживает ирландский авиационный регистр, так как самолет зарегистрирован в Ирландии. Наши авиационные власти не могут контролировать летную годность воздушного судна, находящегося в реестре ирландского авиарегистра.

Заголовок в газете: Рейс, который лопнул
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №26955 от 5 ноября 2015 Тэги: Теракт, Власть Организации: Правительство РФ Места: Россия

Ссылка на основную публикацию