Опыт эмирата: почему меняется бизнес-модель дубайского лоукостера

Опыт эмирата: почему меняется бизнес-модель дубайского лоукостера

Игорь Попов

редактор Forbes

Интервью с исполнительным директором авиакомпании flydubai Гейтом Аль Гейтом

В России было три неудачных попытки создать лоукост-авиаперевозчика. В 2011 году прекратились полеты авиакомпании SkyExpress (начала работу в 2006-м) и «Авианова» (летала с 2009-го), в августе 2014-го из-за санкций ЕС в отношении России приостановил деятельность «Добролет» (летал с осени 2013-го). Бюджетная авиакомпания flydubai, созданная в 2008 году правительством Дубая, вышла на российский рынок в 2010 году и сейчас, после того как запустила 23 сентября ежедневные рейсы из Дубая в московский аэропорт Внуково, выполняет полеты в девять городов страны. flydubai получила первоначальное финансирование от правительства Дубая и начала приносить прибыль уже на третьем году жизни, в 2013 году выручка выросла на 47% (мировой рынок авиаперевозок увеличился лишь на 5,1%). Исполнительный директор flydubai Гейт Аль Гейт рассказал в интервью Forbes о том, как создавалась и за счет чего развивается авиакомпания.

В Дубае базируется одна из крупнейших авиационных компаний мира Emirates Airline, зачем эмират решил создать конкурирующую с ней flydubai?

— flydubai вырос из Emirates Airline, в которой я проработал на разных должностях 23 года. В определенный момент стало понятно, что Emirates не охватывает некоторые группы потребителей и направления. Они просто не были приоритетными для Emirates, новая компания должна была закрыть эти сегменты.

Для Дубая всячески поддерживать и развивать конкуренцию и соревнование – это норма. Да, мы конкурируем за клиента, у нас нет никаких взаимных ограничений, мы можем летать в любом направлении. С этим никаких проблем не возникает.

Компания была создана в 2008 году, в 2009-м Дубай оказался на грани банкротства с долгом в $80 млрд, это как-то сказалось на компании, финансирование вам не урезали?

Читайте также  Российские корабли в реках Украины? Это недопустимо! — обзор инфраструктуры

— Мировой финансовый кризис разразился на втором году жизни компании. Не только Дубай, почти весь мир столкнулся с финансовым кризисом. Мы разместили заказ на покупку 50 самолетов в 2008 году на авиасалоне в Фарнборо и уже 1 июня 2009 года осуществили первый коммерческий полет из Дубая в Бейрут. И конечно же, очень важным было то, что правительство Дубая относилось к авиакомпании не просто как к коммерческому проекту, а как к созданию еще одного важного элемента общей инфраструктуры и развития туризма.

Будущее компании было четким и ясным, обстоятельства были понятными, поэтому мы не остановились, а пошли дальше.

Как в Объединенных Арабских Эмиратах происходит рождение новой государственной компании, кто автор идеи и основатель?

— Правительство эмирата имеет четкую концепцию развития страны, в нашем случае по развитию инфраструктуры и туризма. Председатель совета директоров нашей авиакомпании – его Величество шейх Ахмед бен Аль Мактум (председатель совета директоров и исполнительный директор Emirates Airline и Emirates Group, президент Департамента гражданской авиации эмирата Дубай, дядя вице-президента и премьер-министра ОАЭ и нынешнего правителя Дубая шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума — Forbes), мы долго с ним работали вместе, обсуждали, кроме всего прочего, и возможности усилить позиции Дубая в области авиаперевозок. Анализировали рынок, мировой опыт и в результате пришли к выводу, что нужно создавать еще одну авиакомпанию. Остальное уже дело техники.

Существует ли между вашей компанией и Emirates Airline борьба за деньги правительства?

— Нет. Если вы думаете, что правительство нам ежегодно выделяет какие-либо средства, то вы ошибаетесь. Деньги были выделены всего один раз на создание flydubai – 500 млн дирхам (около $140 млн), дальнейшие наши расходы покрывались из собственной выручки.

Читайте также  Крупнейший европейский лоукостер - ирландская авиакомпания Ryanair - намерен увеличить авиапарк с 300 до 500 самолетов путем покупки новых воздушных судов у российской корпорации "Иркут" , а также в США и Китае, сообщил в интервью британской газете Financial Times генеральный директор компании Майкл О'Лири (Michael OLeary).По его словам, перевозчик намерен приобрести самолеты только по низким ценам, что затрудняет контракты с такими гигантами, как Boeing и Airbus. Тем не менее, как пишет издание, Ryanair ведет переговоры с американским производителем, продукция которого занимает львиную долю авиапарка, а также с российским "Иркутом" и китайским Comac.Всего планируется закупить 200-300 ближне- и среднемагистральных воздушных судов, что позволит увеличить ежегодный пассажиропоток с нынешних 70 до 130 миллионов, то есть практически в два раза. На увеличение авиапарка отводится срок с 2015 по 2021 годы. В случае успеха Ryanair станет одной из крупнейших мировых авиакомпаний.Пока что лидером по объемам выручки на рынке европейских авиаперевозок остается немецкая Lufthansa, услугами которой в 2010 году воспользовался 91 миллион человек. Американский лоукостер Southwest Airlines за тот же период перевез 88 миллионов пассажиров, а Ryanair - 72,1 миллиона человек.В условиях падения экономических темпов по всей Европе, О'Лири выразил уверенность в росте востребованности авиаперевозок по низким ценам, что позволит лоукостеру увеличивать свою долю на рынке, в то время как конкуренты, включая Lufthansa и British Airways, будут терять клиентов из-за дорогих билетов. В ближайшие годы компания планирует закрепить успех на рынках Италии и Испании, а также рассматривает возможности выхода на рынки Cкандинавии и Восточной Европы, намереваясь разместить 50 и 100 самолетов в этих регионах соответственно.Крупнейшая европейская бюджетная авиакомпания Ryanair была основана в 1985 году в ирландском Дублине. Компания владеет 300 самолетами, обслуживающими рейсы в 1,1 тысячи направлений. Ирландия > Транспорт > trans-port.com.ua, 1 ноября 2011 > № 430563 Майкл О'Лири © 1997—2021 polpred.com Редакция 8 800 234-34-16 +7 (495) 234-34-35 +7 (499) 244-35-41 info@polpred.com Схема проезда

Конечно, мы активно используем договоры возвратного лизинга, берем кредиты, но это зависит только от нашей доходности и истории компании, мы даже правительственные гарантии не используем. Я отвечаю за успех компании. Мы развиваемся в правильном направлении, прибыль начали получать уже на третий год после создания компании и с тех пор работаем с прибылью уже второй год, что позволяет нам закупать новые самолеты, улучшать качество и сервис. В 2013 году на Дубайском авиашоу мы сделали заказ на 75 бортов Boeing 737 MAX 8 и 11 самолетов Boeing 737-800 NG, кроме того у нас еще есть право покупки 25 бортов Boeing 737 MAX 8.

Наш бизнес не привязан к ожиданиям и требованиям правительства. И правительство не вмешивается в нашу деятельность, у него другие цели – развивать страну, инфраструктуру, создавать простые правила ведения бизнеса, привлечения инвестиций, формировать среду, в которой мы могли бы добиться успеха.

Компания была создана как лоукост-перевозчик, но со временем на самолетах появился бизнес-класс, развлекательные системы. С чем это связано?

— Я считаю нормальным, что не все наши планы были реализованы в их изначальном замысле. Аспект низкой стоимости очень важен для нас. Во всем, что мы делаем, включая организацию внутреннего пространства, дизайна салона, мы придерживаемся принципа максимальной эффективности. Но требования пассажиров очень разнообразны, и мы решили не ограничиваться только одним классом обслуживания. В нашем эконом-классе, если кто-то хочет получить горячее питание на борту – его можно купить, как и доступ к мультимедийной системе.

Когда количество городов в нашей маршрутной сети перевалило за 50, мы оценили потребительские запросы своих пассажиров и сделали бизнес-класс.

Читайте также  FlyArystan запускает новые региональные рейсы

В Дубае проживают люди более 200 национальностей, мы летаем в 42 страны мира, поэтому стараемся предлагать самые разнообразные услуги. flydubai сегодня не является классическим лоукостером, мы — это flydubai.

В российской гражданской авиации острейший дефицит летного состава, вы сталкивались с этой проблемой?

— Нет, не сталкивались. У нас в штате работают люди из 105 стран мира. У нас есть пилоты из Америки, Австралии, Европы. Сегодняшним рейсом из Дубая в Москву управлял пилот — выходец из России.

Сколько зарабатывают ваши пилоты?

— Это зависит от контракта и налета, минимум $15 000 в месяц.

Ваша компания летает уже в девять российских городов, не опасаетесь, что экономические санкции ЕС и США в отношении России могут сказаться на бизнесе flydubai?

— Мы верим, что бизнес укрепляет и улучшает связи между государствами. Мы не рассматриваем сложившуюся ситуацию только как негатив, стараемся смотреть более широко с точки зрения времени и географии и в соответствии с этим строим планы на будущее.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий