Игра на вылет: как авиакомпании борются с кризисом

Игра на вылет: как авиакомпании борются с кризисом

Пассажиропоток в российских аэропортах сократился в 4 раза

Ирина Власова

Ограничение внутренних перелетов нанесло дополнительный удар по российской авиации после закрытия авиасообщения с другими странами. Спрос на авиабилеты по стране упал вдвое. Эксперты предполагают, что кризис обернется банкротством части авиаперевозчиков и ростом цен на билеты.

Пассажиропоток в крупнейших российских аэропортах к концу марта сократился на 75%, сообщает Международная ассоциация аэропортов (МАА). 25 марта ассоциация заявила, что к началу прошлой недели снижение пассажиропотока в 32-х крупнейших региональных аэропортах России составило 40%, ожидалось, что к концу месяца падение достигнет 60%. Однако по последним данным ассоциации, отрасль завершила март со снижением до 75%.

В апреле авиаперевозки могут полностью остановиться, сообщала МАА.

«В год пассажиропоток достигает 110 млн человек, около 55% приходится на внешние рейсы. Международные перелеты после окончательного закрытия границ упадут на 99%, так как останутся только необходимые гуманитарные рейсы. Внутренние перевозки на фоне строгого карантина тоже могут упасть на 50-100%», — прокомментировал «Газете.Ru» начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Не исключено полное закрытие внутреннего авиасообщения в связи в пандемией.

По словам эксперта, подобных прецедентов в истории авиации не было за 75 лет. Последнее наиболее сильное сокращение региональных перевозок в Европе было 10 лет назад, из-за извержения вулкана. Сейчас масштаб проблем в разы больше, оценивает Ващенко.

Из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19 страны по всему миру постепенно закрывали границы и ограничивали авиасообщение с другими государствами. До последнего момента российские авиакомпании осуществляли рейсы в столицы крупных стран, однако 27 марта правительство России поручило Росавиации прекратить все регулярное и чартерное авиасообщение в другие государства и обратно, за исключением рейсов, предназначенных для возвращения россиян из-за рубежа домой.

Ранее эксперты консалтинговой компании Bain & Company подсчитали по запросу РБК, что закрытие международного сообщения до осени 2020 года для российских авиаперевозчиков может привести к сокращению их прямой выручки на 360 млрд руб. Подсчеты ущерба производились до того, как количество внутренних рейсов также постепенно стало сокращаться.

Читайте также  Uzbekistan Airways пересмотрела планы по созданию лоукостера

Как выживают авиакомпании

27 марта лоукостер «Победа» объявил о приостановке всех рейсов с 1 апреля до 31 мая. Еще в прошлом месяце авиакомпания отчиталась о рекордной прибыли за третий квартал 2019 года: чистая прибыль лоукостера увеличилась более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 4,2 млрд рублей, отмечалось в презентации «Аэрофлота».

При этом за простой авиапарка тоже придется заплатить. Сбор за стоянку во Внуково, где базируется «Победа», в сутки на один Boeing 737-800 по часовому тарифу обойдется в 21 тыс. рублей. Так, двухмесячная стоянка 30 самолетов авиакомпании может обойтись в 38 млн рублей, однако не исключено, что аэропорт предоставляет льготы в ситуации длительного размещения воздушных судов. При этом вне зависимости от налета каждый борт должен проходить ежемесячное технологическое обслуживание. По данным Aircraft Commerce, такая процедура для самолета аналогичного Boeing 737-800 стоит $14 тыс. — по нынешнему курсу это более миллиона рублей.

«Самолет приносит прибыль только когда летает. Чем больше летает, тем больше прибыль. На земле от него убытки», — объясняет эксперт в области организации авиаперевозок Дмитрий Сергеев.

Пока что «Победа» — единственная отечественная авиакомпания, принявшая решение полностью приостановить полеты. Ранее в «Интерфакс» появилось сообщение о том, что авиакомпания S7 в условиях ограничений полетов из-за COVID-19 хочет приспособить пассажирские самолеты под перевозку грузов. По словам источника издания, близкого к группе S7, в авиакомпании уже прорабатывается технический проект, и соответствующие запросы направлены производителям.

«В сложившейся ситуации грузопассажирские перевозки на воздушном транспорте будут неплохой антикризисной мерой. У нас по стране грузовые авиаперевозки достаточно востребованы: в каждом рейсе идет почта, в багажных отсеках всегда есть какой-то попутный груз.

Читайте также  РОССИЯ СБИВАЕТ ЛОУКОСТЕРОВ БЮРОКРАТИЧЕСКИМИ РОГАТКАМИ ( REUTERS , ВЕЛИКОБРИТАНИЯ )

%Если часть подразделений и менеджмента оперативно перепрофилировать непосредственно под грузовые перевозки, это может помочь в какой-то степени покрыть убытки», — считает Дмитрий Сергеев.

При этом эксперт указал на тот факт, что технически сделать это не так просто, как кажется:

«Нельзя просто убрать часть кресел и складывать на их место груз. Этот процесс — достаточно серьезный, и его нужно согласовывать с производителями самолетов, поскольку переоборудование салона влияет на центровку самолета, а она, в свою очередь, — на взлетно-посадочные характеристики», — объясняет Сергеев. Он также дополнил, что сначала нужно будет разработать специальные документы, затем производитель должен дать разрешение на переоборудование, а все это тоже занимает время.

Впрочем, у S7 ситуация упрощается тем, что технически переоборудовать салоны они могут сами, не обращаясь к другим предприятиям и не тратя на это лишние средства. В авиакомпании сформировали свой технический сервис, благодаря которому они могут сами у себя проводить все формы технического обслуживания парка самолетов, рассказывает эксперт.

«В этом случае у них есть дополнительная возможность подзаработать — обслуживать самолеты других авиакомпаний. В условиях кризиса есть смысл обратить внимание на сервисное обслуживание находящихся на хранении самолетов, однако в целом это не покроет тех убытков, которые сейчас несет авиакомпания», — говорит эксперт в области организации авиаперевозок.

Банкротства и дорожающие авиабилеты

Георгий Ващенко из «Фридом Финанс» считает, что при самом благоприятном сценарии рынок может начать восстановление уже через 2 недели, однако на полное восстановление уйдет несколько месяцев.

«На карантин, который несет относительно непродолжительный характер, накладывается и кризис в экономике, который угрожает затянуться надолго. Вероятность срыва летнего сезона высока. Полагаю, что по итогам года пассажиропоток сократится на 20% — это больше, чем он прибавил за два года до этого», — рассуждает эксперт.

Читайте также  Министерство юстиции России одобрило поправки в Федеральные авиационные правила, согласно которым лоукостер "Победа" (входит в группу "Аэрофлота") сможет выполнять зарубежные рейсы, передает РИА Новости со ссылкой на источник, знакомым с документом.

Также, по словам Ващенко, проблемы авиакомпаний усугубляются падением рубля: расходы на обслуживание техники, топливо за рубежом — валютные, и даже зарплата экипажа в целом ориентируется на мировой рынок. Так, более половины расходов имеет валютную составляющую. «Это вынудит поднять цены на билеты, спрос на которые сократится в кризис и без этого», — уверен собеседник «Газеты.Ru».

Еще 17 марта, за 10 дней до полной приостановки международного авиасообщения, Росавиация в ходе коллегии заявила о возникновении риска банкротств авиаперевозчиков. Руководитель федерального агентства и первый замминистра транспорта Александр Нерадько обратил внимание на то, что за февраль 2020 года упущенная маржинальная прибыль авиакомпаний только от закрытия направлений в Китай составила около 1,7 млрд рублей.

Он также отдельно отметил сложное положение компании Utair. Схожую позицию выразил и Дмитрий Сергеев:

«В сложившейся ситуации часть авиакомпаний действительно может обанкротиться. К примеру, Utair еще до кризиса держалась на волоске», — отметил эксперт.

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун на коллегии Росавиации заявил, что сейчас речь идет не о росте и сохранении объемов перевозок, а сохранении самой гражданской авиации. По его словам, так плохо авиации не было никогда.

«Объем необходимой поддержки аэропортам, авиакомпаниям, туристической отрасли может превысить 100 млрд рублей. Иначе не избежать банкротств, чего, в свою очередь, допустить нельзя», — предупреждает Георгий Ващенко, обращая внимание на тот факт, что авиации в данный момент требуется серьезная помощь государства.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий