Голодовка на борту

Голодовка на борту

Как авиакомпании экономят на еде и алкоголе

Евгения Сазонова

Путешественники все чаще жалуются, что авиакомпании экономят на их питании — порции блюд уменьшились, а алкоголь вообще оказался под запретом. Более того, вслед за лоукостерами классические компании начинают взимать дополнительную плату за питание на борту. Авиаперевозчики настаивают, что ими движет не экономия, а забота о здоровом питании пассажиров.

В Европе пассажир на коротких рейсах привык, что питания практически не будет. При этом в кафе и ресторанах в европейских аэропортах стоимость обедов находится в том же ценовом диапазоне, что и в ресторанах в городе. «Соответственно, пассажир без проблем обедает перед рейсом в аэропорту, чего не скажешь о наших аэропортах, где в большинстве случаев стоимость обеда завышена многократно», — рассказывает блогер-путешественник Александр Чебан.

Менталитет российского пассажира пока не изменился — он ожидает бесплатного питания и напитков на рейсах.

Согласно Федеральным авиационным правилам, авиакомпании должны предоставить пассажирам на борту горячее питание при продолжительности полета свыше трех часов и далее каждые четыре часа в дневное время и каждые шесть часов в ночное время. Большинство отечественных авиакомпаний стараются соблюдать эти нормы.

«У российских авиакомпаний за последние годы есть стойкая тенденция к экономии. Например, у «Аэрофлота» на коротких рейсах теперь нельзя заказать спецпитание. Да и в целом сэндвичи и обеды на рейсах «Аэрофлота» стали меньше», — отмечает блогер-путешественник Александр Чебан.

Российские компании уверяют, что это не совсем экономия, а, скорее, переход на здоровое питание.

«При разработке меню эконом-класса учитываются современные тенденции здорового питания, предпочтение все больше отдается легко усваиваемой пище без ущерба вкусовым характеристикам», — рассказали «Газете.Ru» в «Аэрофлоте». По словам замгендиректора по производству «Скай Фуд Внуково» (поставщик питания на рейсы во Внуково) Ирины Филимоновой, сейчас рационы питания стали больше включать в себя вегетарианские блюда, произошел отказ от блюд из свинины.

Читайте также  Boeing 737 MAX отправился в первый почти за два года коммерческий рейс в США

При этом в обеих компаниях отметили, что свои коррективы в состав рационов внесли санкции и продуктовое эмбарго. По словам Ирины Филимоновой, меньше стало сыров и некоторых сортов рыбы, а по составу рационов питания акцент перенесли преимущественно на отечественные ингредиенты.

Наиболее востребованным из специального питания среди пассажиров эконом-класса является кошерное, фруктовое и детское питание, а наименьшим спросом пользуется специальное питание с учетом медицинских показаний, говорят в «Аэрофлоте». «По-прежнему чаще всего пассажиры заказывают традиционные блюда европейской кухни, но последнее время все популярнее становятся блюда с учетом национальных предпочтений, таких как халяльное, кошерное и постное питание», — отмечает Ирина Филимонова.

В кейтеринговых компаниях отмечают, что вслед за развитием низкобюджетных авиаперевозчиков классические авиакомпании начинают вводить платное питание.

Практически все европейские перевозчики уже отказались от бесплатного горячего питания на рейсах до трех-четырех часов, однако многие предлагают напитки и алкоголь бесплатно.

Это их отличает от лоукостеров. Но и эта грань постепенно стирается. «К примеру, Brussels Airlines (входит в группу Lufthansa), являясь классическим перевозчиком, не предлагает даже простой воды без оплаты», — говорит Александр Чебан.

В России единственная авиакомпания, которая не предлагает еду даже за деньги, — лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»). Правда, компания, в отличие от тех же Brussels Airlines, на своих рейсах предоставляет воду бесплатно. Как ранее говорил в интервью «Газете.Ru» гендиректор авиаперевозчика Андрей Калмыков, возможно, компания вскоре начнет продажу еды на борту, не уточнив, когда это может произойти.

«Происходит сокращение уровня сервиса в эконом-классе как реакция на запрос потребителей иметь доступные по стоимости билеты. Компании предпочитают дифференцировать сервис, когда пассажир получает возможность сформировать услугу из блоков. Условно говоря, ему хочется иметь большой шаг кресел, но он готов лететь без питания», — объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Читайте также  Singapore Airlines может вывести на российский рынок дальнемагистральный лоукостер Scoot

Также некоторые российские авиаперевозчики «завязали» с алкоголем в эконом-классе.

К примеру, S7 в этом классе обслуживания предлагает только прохладительные напитки, чай и кофе. «Аэрофлот» подает пассажирам вино в эконом-классе только на международных рейсах свыше трех часов полета по следующим направлениям: Ханой, Хошимин, Пекин, Гонконг, Сеул, Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Майами, Токио, Мале, Инсбрук, Зальцбург, Брюссель, Лондон, Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен, Ганновер, Штутгарт, Афины, Ираклион, Мадрид, Барселона, Малага, Рим, Милан, Венеция, Амстердам, Париж, Ницца, Женева, Цюрих, Тенерифе, Сплит, Салоники, Болонья.

«Сегодня законодательство ограничивает употребление алкоголя на борту воздушных судов. Алкоголь предлагается в бизнес-классе и на некоторых международных рейсах», — говорит Ирина Филимонова из «Скай Фуд Внуково».

А вот зарубежные авиаперевозчики от алкоголя не спешат отказываться. Так, немецкая Lufthansa на всех рейсах авиакомпании предлагает пассажирам напитки, в том числе алкогольные. «Среди алкогольных напитков несколько сортов знаменитого немецкого пива, вино, шампанское или игристое вино, ликеры и крепкий алкоголь», — рассказали «Газете.Ru» в компании.

«У Singapore Airlines есть фирменный коктейль Singapore Sling и в экономе. Cathay Pacific также предлагает алкогольные коктейли в эконом-классе на дальнемагистральных рейсах», — говорит Александр Чебан.

Судя по всему, экономия в питании пока не добралась до пассажиров бизнес-класса. Например, в этом классе обслуживания на рейсах «Аэрофлота» предлагают морепродукты — лосось, рыбу-черт, гребешки, палтус, из мясного — баранину, говядину, кролика, телячьи щечки, а также птицу — курицу, утку, перепелку.

В Lufthansa говорят, что некоторые позиции меню менялись в зависимости от результатов исследований. «Например, раньше все пассажиры бизнес-класса обслуживались в одно время, еда подавалась на стол со специальной тележки. Сейчас подход стал более индивидуальным, приближенным к ресторанному обслуживанию», — говорят в компании.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий