Авиакомпании будут спасать, но не всех и не сразу

Авиакомпании будут спасать, но не всех и не сразу

Галина Пономарева

Авиационные компании по всему миру совершили жесткую посадку: до 90% парка гражданских самолетов сейчас на земле

В разных странах власти прилагают титанические усилия, чтобы спасти авиаперевозчиков от банкротства. Российское правительство обещает помощь всем авиакомпаниям, но оказываться она будет избирательно.

В середине марта, когда началось падение авиаперевозок, на коллегии Росавиации озвучили убытки отрасли: 100 млрд рублей. Месяц спустя сумма выросла в 3,6 раза. Гражданская авиация вошла в перечень отраслей, наиболее пострадавших от кризиса. Президент предложил выделить авиакомпаниям 23 млрд рублей, Постановлением правительства утверждены отсрочки на четыре месяца уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.

Кому адресована эта поддержка? В реестре Росавиации 108 авиакомпаний. За прошлый год они сообща перевезли 128 млн пассажиров — на 10% больше, чем годом раньше. Однако 98% объема пассажиропотока пришлось на 35 крупнейших перевозчиков. Логично предположить, что именно для них предназначаются налоговые и страховые льготы. Но на практике…

В Постановлении правительства записано, что помощь получают те компании, чьи доходы за I квартал текущего года упали на 10% и более. Однако проблемы начались в середине марта, когда стали прекращаться международные перевозки. В целом за квартал выручка авиакомпаний сократилась на 5%. А вот в начале апреля падение доходов стало обвальным — минус 89%, в середине месяца — до 95%. Авиакомпании спешно отправили летный персонал в отпуска, наземный — на удаленную работу с сокращением зарплаты до минимума, пытаясь параллельно вести переговоры об отсрочке лизинговых платежей за самолеты, которые стоят на земле и множат убытки. В этом незавидном положении вроде бы все равны. Но некоторые — равнее.

Читайте также  Дубай, ОАЭ. Авиакомпания Air Arabia Abu Dhabi, новый бюджетный перевозчик Объединенных Арабских Эмиратов, начинает выполнение полетов 14 июля 2020 года.

Только пять авиакомпаний могут рассчитывать на налоговые льготы, три из них входят в Группу «Аэрофлот». Остальные будут обязаны заплатить налоги, которые могут взыскать и принудительно. Задолженность по налогам не позволит перевозчикам участвовать в тендерах на субсидируемые авиаперевозки следующего года в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и другие труднодоступные регионы. Нет полетов — нет доходов. Большинство российских авиакомпаний и так на краю пропасти.

Об этой ситуации сообщил глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир ТАСУН. В открытом письме правительству РФ, опубликованном на сайте Ассоциации, — призыв продлить срок уплаты налогов и страховых взносов за I квартал текущего года на шесть месяцев, а не на четыре, а также ввести упрощенный порядок подтверждения доходов. И, самое главное, предоставить право на такую отсрочку для всех грузовых и пассажирских авиакомпаний независимо от их финансовых показателей за I квартал 2020 года.

На данный момент в список счастливчиков не попали четыре авиакомпании первой пятерки — «Сибирь» (S7 Airlines), «Уральские авиалинии», UTair и даже входящий в Группу «Аэрофлот» лоукостер «Победа». На налоговые послабления в нынешней редакции Постановления могут рассчитывать «Аэрофлот», «Россия» и «Аврора» (входят в Группу «Аэрофлот»), а также «Икар» и Red Wings. Нетрудно предположить, в чью пользу будет переделен рынок авиаперевозок после выхода из кризиса. А чем меньше перевозчиков на любом маршруте, тем больше вероятность «картельного сговора» и роста цен на авиабилеты.

К слову о бюджетных ассигнованиях. Еще прошлым летом президент поручал правительству выделить средства из Резервного фонда, чтобы компенсировать авиакомпаниям затраты в связи с резким ростом стоимости топлива. Почти год минул, пришли новые министры, а поручение не выполнено.

Читайте также  Wizz Air может восстановить базу в Грузии весной 2021 года

А в это время

Норвегия выделяет своей гражданской авиации более 500 млн долларов, из них половину суммы — лоукостеру Norwegian Air.

Титульный скандинавский перевозчик SAS получает кредитные гарантии от правительств Швеции и Дании, но пока его флот остановлен, а 10 тысяч сотрудников отправлены в неоплачиваемый отпуск.

Новая Зеландия выдала 0,5 млрд долларов в кредит Air New Zealand, чтобы сохранить своего национального перевозчика.

В США, где 28% ВВП дают авиаперевозки, на поддержку 200 авиакомпаний страны выделено 58 млрд долларов в виде кредитов. Половина из этой суммы пойдет на зарплату персонала. Отдельной строкой в бюджете — 17 млрд кредитов на поддержку авиастроительной корпорации Boeing.

Британский миллиардер Ричард Брэнсон просит правительство страны о финансовой поддержке его авиакомпании Virgin Atlantic, которая «борется за выживание». В обеспечение кредитов он готов заложить принадлежащий ему остров в океане. Основной аргумент Брэнсона следующий: отсутствие на рынке главного конкурента British Airways неизбежно приведет к росту тарифов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий