Авиакомпании будут спасать, но не всех и не сразу

Авиакомпании будут спасать, но не всех и не сразу

Галина Пономарева

Авиационные компании по всему миру совершили жесткую посадку: до 90% парка гражданских самолетов сейчас на земле

В разных странах власти прилагают титанические усилия, чтобы спасти авиаперевозчиков от банкротства. Российское правительство обещает помощь всем авиакомпаниям, но оказываться она будет избирательно.

В середине марта, когда началось падение авиаперевозок, на коллегии Росавиации озвучили убытки отрасли: 100 млрд рублей. Месяц спустя сумма выросла в 3,6 раза. Гражданская авиация вошла в перечень отраслей, наиболее пострадавших от кризиса. Президент предложил выделить авиакомпаниям 23 млрд рублей, Постановлением правительства утверждены отсрочки на четыре месяца уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.

Кому адресована эта поддержка? В реестре Росавиации 108 авиакомпаний. За прошлый год они сообща перевезли 128 млн пассажиров — на 10% больше, чем годом раньше. Однако 98% объема пассажиропотока пришлось на 35 крупнейших перевозчиков. Логично предположить, что именно для них предназначаются налоговые и страховые льготы. Но на практике…

В Постановлении правительства записано, что помощь получают те компании, чьи доходы за I квартал текущего года упали на 10% и более. Однако проблемы начались в середине марта, когда стали прекращаться международные перевозки. В целом за квартал выручка авиакомпаний сократилась на 5%. А вот в начале апреля падение доходов стало обвальным — минус 89%, в середине месяца — до 95%. Авиакомпании спешно отправили летный персонал в отпуска, наземный — на удаленную работу с сокращением зарплаты до минимума, пытаясь параллельно вести переговоры об отсрочке лизинговых платежей за самолеты, которые стоят на земле и множат убытки. В этом незавидном положении вроде бы все равны. Но некоторые — равнее.

Читайте также  Когда Fly Arystan планирует запуск международных рейсов

Только пять авиакомпаний могут рассчитывать на налоговые льготы, три из них входят в Группу «Аэрофлот». Остальные будут обязаны заплатить налоги, которые могут взыскать и принудительно. Задолженность по налогам не позволит перевозчикам участвовать в тендерах на субсидируемые авиаперевозки следующего года в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и другие труднодоступные регионы. Нет полетов — нет доходов. Большинство российских авиакомпаний и так на краю пропасти.

Об этой ситуации сообщил глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир ТАСУН. В открытом письме правительству РФ, опубликованном на сайте Ассоциации, — призыв продлить срок уплаты налогов и страховых взносов за I квартал текущего года на шесть месяцев, а не на четыре, а также ввести упрощенный порядок подтверждения доходов. И, самое главное, предоставить право на такую отсрочку для всех грузовых и пассажирских авиакомпаний независимо от их финансовых показателей за I квартал 2020 года.

На данный момент в список счастливчиков не попали четыре авиакомпании первой пятерки — «Сибирь» (S7 Airlines), «Уральские авиалинии», UTair и даже входящий в Группу «Аэрофлот» лоукостер «Победа». На налоговые послабления в нынешней редакции Постановления могут рассчитывать «Аэрофлот», «Россия» и «Аврора» (входят в Группу «Аэрофлот»), а также «Икар» и Red Wings. Нетрудно предположить, в чью пользу будет переделен рынок авиаперевозок после выхода из кризиса. А чем меньше перевозчиков на любом маршруте, тем больше вероятность «картельного сговора» и роста цен на авиабилеты.

К слову о бюджетных ассигнованиях. Еще прошлым летом президент поручал правительству выделить средства из Резервного фонда, чтобы компенсировать авиакомпаниям затраты в связи с резким ростом стоимости топлива. Почти год минул, пришли новые министры, а поручение не выполнено.

Читайте также  Лоукостер из ОАЭ flydubai намерен закрыть рейсы из Казани и еще трех российских городов в Дубай. Полеты планируют прекратить в течение следующего года.

А в это время

Норвегия выделяет своей гражданской авиации более 500 млн долларов, из них половину суммы — лоукостеру Norwegian Air.

Титульный скандинавский перевозчик SAS получает кредитные гарантии от правительств Швеции и Дании, но пока его флот остановлен, а 10 тысяч сотрудников отправлены в неоплачиваемый отпуск.

Новая Зеландия выдала 0,5 млрд долларов в кредит Air New Zealand, чтобы сохранить своего национального перевозчика.

В США, где 28% ВВП дают авиаперевозки, на поддержку 200 авиакомпаний страны выделено 58 млрд долларов в виде кредитов. Половина из этой суммы пойдет на зарплату персонала. Отдельной строкой в бюджете — 17 млрд кредитов на поддержку авиастроительной корпорации Boeing.

Британский миллиардер Ричард Брэнсон просит правительство страны о финансовой поддержке его авиакомпании Virgin Atlantic, которая «борется за выживание». В обеспечение кредитов он готов заложить принадлежащий ему остров в океане. Основной аргумент Брэнсона следующий: отсутствие на рынке главного конкурента British Airways неизбежно приведет к росту тарифов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий