Аэропорт и аэродром: в чем разница, чем отличаются эти два понятия, каковы их функции и разновидности

ru.natapa.org

Согласно Международной организации гражданской авиации (ИКАО), аэродром – это «определенный район на суше или на воде (включая любые здания, установки и оборудование), предназначенный для использования целиком или частично для прибытия, вылета и наземного движения самолет.”

Слово аэродром происходит от греческого слова eros, означающего «воздух», и dromos, означающего «дорога» или «курс», следовательно, аэродром буквально означает «воздушный курс». В ретроспективе, аэродром или аэродром – это любое место, откуда могут выполняться полеты. Это может быть взлетно-посадочная полоса, находящаяся посреди пустыни, до коммерческого аэропорта в самом большом городе мира. Термин аэродром чаще используется в Великобритании и других государствах Содружества, а не в Америке или остальном мире.

Основная функция аэродрома – позволить полету приземляться и взлетать; независимо от того, содержит ли рейс груз, пассажиров или ни того, ни другого. Он может также включать положения, касающиеся любых других связанных с этим видов деятельности, таких как заправка топливом, вешалки и т. Д. Термин «аэродром» включает небольшие аэродромы гражданской авиации, крупные коммерческие аэропорты и военные авиабазы. Фактически, водный аэродром – это район открытой воды, который регулярно используется гидросамолетами или самолетами-амфибиями для посадки и взлета.

Глядя на определение аэродрома, можно понять, что аэропорт на самом деле представляет собой особый тип аэродрома. Термин «аэропорт» подразумевает определенный уровень выполнения определенных критериев сертификации или нормативных требований ИКАО, которые, возможно, не были достигнуты на обычном аэродроме. Следовательно, можно сказать, что все аэропорты являются аэродромами, но не все аэродромы являются аэропортами.

Аэропорт – это любое место, где самолеты, такие как самолеты с фиксированным крылом, вертолеты и дирижабли взлетают и приземляются. В аэропорту также могут быть вешалки, где можно хранить самолеты. Аэропорт обычно состоит из, по крайней мере, взлетно-посадочной полосы для взлета и посадки самолета, вертолетной площадки или воды для взлета и посадки, и часто включает в себя такие здания, как диспетчерские вышки и терминальные здания.

В более крупном аэропорту также могут быть предусмотрены услуги оператора фиксированной базы, причалы и пандусы для гидросамолетов, управление воздушным движением, пассажирские объекты, такие как рестораны и салоны, а также аварийные службы. Принимая во внимание, что база гидросамолетов – это район открытой воды, который регулярно используется гидросамолетами или самолетами-амфибиями для посадки и взлета.

Сравнение между аэропортом и аэродромом:

аэропорт

аэродром

Любое место, где взлетают и приземляются самолеты, такие как самолеты с фиксированным крылом, вертолеты и дирижабли.

Любое место, откуда могут выполняться полеты.

Должен соответствовать всем рекомендациям, установленным для аэропорта ИКАО.

Нет особых указаний, кроме правил техники безопасности

Позвольте самолету приземлиться и взлететь.

Разрешить самолет для хранения.

Руководство по общему воздушному движению.

Позвольте самолету приземлиться и взлететь.

Взлетно-посадочная полоса, вертолетная площадка, вешалки, диспетчерские вышки, здания аэровокзала, вода для взлетов и посадок, услуги оператора стационарной базы, доки и пандусы для гидросамолетов, управление воздушным движением, пассажирские объекты, такие как рестораны и салоны, а также аварийные службы.

Какая-то площадка для посадки и взлета самолетов.

Включает в себя

Небольшие местные аэропорты, крупные коммерческие аэропорты, вертолетная площадка, база гидросамолетов и STOLport.

Небольшие аэродромы авиации общего назначения, крупные коммерческие аэропорты и военные авиабазы

Значение термина “аэропорт” и составляющие понятия

Значение термина

У «аэропорта» греческое происхождение, хотя в русский язык он пришел из французского. Буквально составляющие слово части переводятся как «воздушная гавань». В современных же словарях у понятия 2 значения. В инженерно-техническом смысле его определяют как «комплекс сооружений, предназначенных для отправки, прибытия и обслуживания летательных аппаратов». В правовом плане – «социально и стратегически значимое авиационное предприятие, отвечающее за наземное обслуживание авиаперевозок за деньги».

К обязанностям авиаузлов относят:

  • предоставление надлежащих услуг пассажирам, отечественным и зарубежным авиакомпаниям
  • регулировка движения воздушных судов в зоне, относящейся к территории комплекса
  • соблюдение требований авиабезопасности
  • строительство и обслуживание объектов, необходимых для посадки, взлета судов и прочих операций
  • защита окружающей среды на вверенных территориях – подобные объекты, прежде всего, являются источниками сильного шумового загрязнения
  • осуществление аварийно-спасательных работ при необходимости

Многие люди отождествляют понятия «аэропорт» и «аэродром». Но на деле второй является лишь частью первого. Аэродром включает взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перрон, зоны для обслуживания и стоянки воздушных судов, складские и технические помещения. То есть именно на его территории осуществляются руление, взлет и посадка. Аэропорт же, кроме созвучного «подчиненного», включает еще аэровокзал и другие важные для обеспечения работы аэродрома объекты.

Что такое терминалы

Терминал представляет собой сооружение, которое встречает и провожает вас в полет

Понятие «терминал» вызывает у людей еще больше вопросов, чем «аэродром». Тем временем все довольно просто: терминал или аэровокзал – это здание, с которым знакомы все, кто когда-то летал или встречал прибывающих. Именно тут осуществляются операции по регистрации людей на рейс (если, конечно, пассажир не зарегистрировался сам онлайн), по сбору и выдаче багажа, организуются паспортный и таможенный контроли, находятся магазины, заведения общественного питания, выходы на посадку и прочие объекты, необходимые для работы с пассажирами. Если речь идет о грузовом терминале, работа, соответственно, ведется не с людьми, а с грузами.

Терминалов на территории комплекса может быть несколько или один. Зависит это от пропускной способности авиаузла. Если терминала 2 и более (как в Шереметьево или Парижском Шарль-де-Голле), они чаще выполняют разные функции: первый принимает и отправляет пассажиров международных рейсов, второй работает только по внутренним.

Классификация аэропортов

Авиаузлы делятся не только на внутренние и международные. На деле существует несколько классификаций по различным параметрам

Различают аэропорты в основном по обслуживаемым направлениям, частоте использования, объему и характеру выполняемых перевозок. Необходимо это разделение для правильного проектирования, эксплуатации авиакомплекса, обеспечения его инфраструктурой и выбора подходящего аэродрома.

Классификация по объему воздушных перевозок включает 5 отдельных разновидностей:

  • через авиагавани I класса за год проходит от 7 до 10 миллионов пассажиров
  • для II это 4-7 миллионов
  • узлы III класса пропускают через себя 2-4 миллиона путешественников
  • IV – от 500 тысяч до 2 миллионов
  • в V же попадают те, чей пассажирооборот вписывается в диапазон 100-500 тысяч

Превышающие показатели I класса аэропорты относят к внеклассным. К таковым причисляют, например, Пекин Столичный, Дубай и лондонский Хитроу (подробнее о них и других авиагигантах читайте здесь). Аэровокзалы, пропускающие через себя менее 100 тысяч пассажиров в год, получают статус неклассифицированных.

Обывателям наиболее известно разделение по имеющимся направлениям перелетов. Обычно это международные и внутренние авиаузлы. В Российской типологии выделяют 3 статуса.

  1. Федерального назначения – это крупные, главные узлы страны, обеспечивающие авиасообщение между государствами и внутренними территориями. К ним относятся аэропорты с пассажирооборотом свыше 500 тысяч человек в год. От остальных международные узлы отличаются наличием служб пограничного, таможенного, санитарно-карантинного контролей. Аэродромы комплексов федерального назначения должны иметь взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием и техническое оборудование, необходимое для приема судов I-II классов.
  2. Региональные или внутренние в международной классификации осуществляют авиаперевозки между регионами государства. Существующие направления преимущественно за пределы страны не выходят.
  3. Воздушные суда, привязанные к местным узлам, летают внутри регионов или участвуют в сельскохозяйственных работах.

В зависимости от характера перевозок комплексы делят на пассажирские – рассчитанные только на работу с людьми, грузовые для грузов и почты и совмещенные – грузопассажирские (к таковым относится, например, Домодедово). По частоте использования аэродрома относят к основным, которые функционируют постоянно, и запасным – для осуществления операций по взлету и посадке в экстренных ситуациях.

Когда появились аэропорты и как дела обстоят сейчас

Первые аэропорты в мире стали появляться в начале 1900-х. До этого в них не было необходимости. Существующие аэропланы не требовали разгона и, следовательно, строительства взлетно-посадочных полос, а о регулярных пассажироперевозках речи и вовсе не шло.

Ранее создавались лишь далекие предки современных узлов. Так, в 1885 в районе Волкова поля в Петербурге открылась база команды воздухоплавателей. Сначала с полигона в небо взмывали воздушные шары, а чуть позже – аэростаты.

В 1908 во французском городке Исси-ле-Мулино ко взлетно-посадочной полосе пристроили самолетные ангары. С этого началось развитие современных комплексов. Первое же подобие аэровокзала в мире появилось Санкт-Петербурге. Но не в нашем, а американском. В 1914 компания St. Petersburg Tampa Airboat Line разработала расписание рейсов между соседними городками и тем самым дала старт регулярным пассажирским перевозкам.

Основной набор помещений и служб для первых терминалов включал залы ожидания, пункты связи и неотложной помощи, багажную и торговую зоны. Обязательным также было наличие гостиничных номеров и кафетериев. Поскольку самолеты редко вылетали вовремя, люди всегда нуждались в отдыхе и питании.

Старейший аэропорт на территории России во время создания принадлежал Германии. Открывшийся в 1919, Кенигсберг-Девау стал одним из первопроходцев среди гражданских аэропортов в Европе. А у появившегося здесь в 1922 году аэровокзала в этой части света и вовсе не было аналогов. Именно в Девау прибывали самолеты первой международной авиалинии СССР.

Читайте также:  Аэропорт Абакан: обзор международного абаканского аэропорта, справочная информация, краткая история и показатели деятельности

Сейчас старейший узел из-за плотной городской застройки и невозможности использовать его по прямому назначению находится во владении местного ДОСААФ. Роль главного аэропорта бывшего Кенигсберга Девау уступил Калининграду-Храброво.

За 100 лет авиаузлы из маленьких аэродромов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами разрослись до огромных, оборудованных по всем современным стандартам, комплексов. По количеству аэропортов на территории страны в наши дни лидирует США – тут их 13500 штук. России же похвастаться практически нечем. На огромной площади государства функционируют лишь 228 узлов.

О количестве аэропортов во всем мире судить трудно. Слишком часто закрываются старые и появляются новые. По примерным подсчетам, земной шар опутывает сеть из более чем 40000 подобных объектов.

Несмотря на повышенные требования к безопасности, соответствуют им не все авиаузлы. Посмотрите это видео о 10 самых опасных воздушных портах в мире, чтобы по возможности приземлиться в другом месте.

Обывателей в устройстве аэропорта интересуют прежде всего работа и инфраструктура пассажирского терминала, но здесь и без него довольно много удивительных моментов. Изучить стоит хотя бы общую историю развития аэродромов и аэровокзалов, чтобы в ожидании рейса объект не казался скучным и непривлекательным. Знания позволят увидеть, какой рывок в развитии свершился за последнюю сотню лет, и помогут проникнуться изменениями, которые еще ждут нас в ближайшем будущем.

Аэропорт — что это такое

Значение слова «аэропорт» знакомо каждому современному человеку. Несмотря на это, люди, которые в первый раз отправляются куда-то на самолете, испытывают первый страх именно при входе в здание аэропорта. Именно поэтому каждому путешественнику полезно ознакомиться с правилами поведения в самолете, но и подробней узнать о том, что такое аэропорт.

Аэропорт — основное определение

Слово «Аэропорт» с греческого языка переводится как воздушная гавань (пристань). Формулировка современного определения выглядит немного иначе и является расширенной.

Аэропорт — это совокупность зданий и сооружений, основное предназначение которых заключается в приеме и отправке воздушных судов, их базирования и обслуживания пассажиров.

Для некоторых объектов такого плана дано немного другое название – аэродром. Несмотря на схожесть, разница между двумя понятиями и предприятиями есть. Аэродром с греческого языка как «воздушная дорога». Другими словами, это участок воды или суши, где имеется воздушное пространство и все необходимые сооружения для обслуживания и управления воздушными судами: самолетами, вертолетами, аэропланами и другими.

Разница заключается в том, что аэропорт способен принимать и обслуживать пассажиров, а аэродром только воздушные суда. Аэродром может быть военным или запасным. Причем аэропорт способен выполнять функции аэродрома, но последний заменить аэропорт не может.

История аэродромов

До 30-х годов прошлого столетия как таковых аэродромов не существовало вообще. В те времена аэропланы могли взлетать практически с любой поверхности, так как им не требовалось место для разгона. После 1930 года, с появлением многомоторных самолетов, необходимо было создавать взлетно-посадочные полосы длиной не менее 1500 метров. Тогда и стали появляться первые аэродромы. С течением времени они усовершенствовались. Капитальные реконструкции проводились в 1959 году, с появлением реактивных самолетов, и в 1970 годах.

Современные аэропорты, естественно, более комфортабельны и безопасны для пассажиров и лайнеров. На территории большинства аэровокзалов имеется множество дополнительных услуг, например, банкоматы, аптечные пункты, магазины и многое другое.

Строительство аэропорта

Строительство нового аэропорта – это очень серьезное и ответственное мероприятие, которое требует большого количества участвующих специалистов. Перед тем. Как начинается возведение объектов, тщательно изучается территория, на которой планируется строительство. Основными критериями выбора являются:

  1. Большая площадь выбранного участка.
  2. Незначительная удаленность этого места от городской агломерации.
  3. Удаленность жилых домов из-за шума.
  4. Наличие подъездных дорог. Это очень важный пункт, так как к аэропорту должен быть доступ, то есть дороги, ведущие к близлежащим населенным пунктам.
  5. Помехи и препятствия. Здание должно быть расположено в такой местности, где нет объектов, несущих потенциальную опасность для авиалайнеров. Такие помехи могут создавать вышки, антенны и слишком высокие здания.

После того как найден участок местности, отвечающий всем требованиям, начинается планирование и проектирование будущего аэропорта. Для этого эксперты начинают изучать потенциальный уровень развития региона, который предположительно и будет обслуживаться. Здесь в обязательном порядке учитывается ряд факторов, среди которых есть: пассажиропоток, количество авиарейсов, экономический рост региона и некоторые другие.

Наиболее важным показателем является количество пассажирских перевозок, осуществляемых за 12 календарных месяцев. На основании этой величины выводятся параметры, которым будет соответствовать аэропорт. На этом этапе составляется план того, как пассажиры будут добираться до здания аэровокзала и обратно, какими услугами будут пользоваться. Кроме того, рассчитывается время работы служб аэропорта, например, таможенников.

Суть следующего этапа строительства заключается в выявлении потенциальных проблем, которые могут возникнуть в работе. Происходит урегулирование таких вопросов, как:

  1. ​Негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Выявление роли нового аэропорта в системе уже действующих.
  3. Проектирование взаимодействия со службами управления воздушным движением.
  4. Разработка и утверждение генерального плана.
  5. Проектирование зданий и сооружений.

На этом этапе очень важно задействовать в работе только квалифицированных специалистов (инженеров, строителей, архитекторов), так как реконструкция аэропорта будет проводиться не чаще, чем раз в 15—20 лет.

Обязательным мероприятием является изучение воздействия на окружающую среду. Исследованию подвергается близлежащая местность в радиусе до 60 км. Кроме того, рассматриваются варианты работы диспетчеров, которые будут управлять воздушным движением в радиусе 80 км.

Когда все предыдущие вопросы урегулированы, экспертная комиссия приступает к разработке и утверждению генерального плана. Этот этап является наиболее важным во всей подготовке к строительству. Именно на этой стадии разрабатывается планирование пассажирских и грузовых аэровокзалов, проектирование подъездных дорог и зданий. Завершается этот этап увязкой взаимодействия всех составляющих строящегося аэропорта.

Классификация

Аэропорт – что это такое понятно каждому человеку. Но немногие знают о том, что на аэропорты распространяется классификация. Они подразделяются на несколько групп на основании определенных критериев. Так, аэропорт может быть базовым и запасным. Через первый осуществляются регулярные рейсы, а второй находится в запасе, пользуются им только в случае крайней необходимости.

Аэропорты делят на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. В зависимости от количества обслуженных пассажиров за прошедшие 12 месяцев, аэропортах присваивается один из пяти существующих классов:

  1. Более 10 000 000 пассажиров.
  2. От 7 до 4 млн.
  3. От 4 до 2 млн.
  4. Свыше 500 тысяч.
  5. Меньше 500 тысяч.

Кроме этой, существует классификация исходя из длины взлетно-посадочной полосы. Разумеется, аэропорты различаются и по статусу – международные или внутренние.Принадлежность к той или иной категории не является постоянной и может изменяться в зависимости от деятельности и способностей аэропорта.

Правила поведения пассажиров

Даже если пассажиры знают, что такое airport, далеко не все знакомы с основными правилами поведения на территории аэровокзала. Несмотря на это, с правилами должен быть ознакомлен каждый человек, прибывающий в аэропорт. Если человек хочет избежать разного рода недоразумений и конфликтов с сотрудниками аэропорта, ему необходимо знать следующее:

  1. Прибывать в аэропорт следует своевременно. Во-первых, отсутствие спешки и паники сбережет нервы самого пассажира. А во-вторых, человек может попросту опоздать на рейс, если вдруг возникнет какая-либо заминка на стадии регистрации и прохождения досмотра.
  2. Не стоит пытаться провезти в багаже запрещенные предметы, наивно полагая, что на них никто не обратит внимание. В связи с участившимися случаями террористических актов на борту авиалайнеров, проверка провозимого багажа стала еще более строгой, чем раньше. Именно поэтому, пытаясь замаскировать в чемодане какой-то запрещенный предмет, пассажир только создает себе проблемы и расходует время других пассажиров борта.
  3. Крайне не рекомендуется перед посадкой на борт употреблять большое количество алкогольных напитков. Привести нервы в порядок можно и при помощи медицинских успокоительных препаратов. В крайнем случае после взлета можно попросить стюардессу принести алкоголь, употребление которого предусмотрено и допустимо на лайнерах большинства авиакомпаний.
  4. При прохождении таможни, не стоит пытаться откровенно шутить с сотрудниками, а уж тем более грубить им. Необходимо понимать, что именно от решения этих людей зависит ваш отпуск или деловая командировка. Не нужно раздражаться на просьбы таможенников открыть багаж – это простое соблюдение норм безопасности, и сотрудники аэропорта выполняют свою работу.
  5. Самое правильное – это спокойное, адекватное и естественное поведение, которое не привлекает внимание сотрудников аэропорта. Этот пункт также необходимо помнить.
  6. Не стоит паниковать по любому поводу. В крайнем случае всегда можно обратиться к сотрудникам аэропорта, которые обязаны помочь. Даже если вы потерялись, не стоит останавливать других пассажиров, обращаться необходимо именно к сотрудникам.

Следует помнить, что неправильное поведение или вступление в безосновательный конфликт с сотрудниками, может закончиться обращением последних к стражам правопорядка.

Полномочия сотрудников

В работе аэропортов задействованы сотрудники нескольких служб. Их усилия в основном направлены на обеспечение безопасности пассажиров.

Руководство несет прямую ответственность за обеспечение безопасности на территории аэровокзала, а также заботится о том, чтобы пребывание пассажиров в здании было максимально комфортным.

В полномочия сотрудников, которые напрямую контактируют с пассажирами, входит регистрация авиабилетов, прием и выдача багажа, осуществление контроля за перемещением пассажиров. Сотрудники таможенного контроля вправе проводить детальный досмотр пассажиров и их личных вещей перед посадкой на борт самолета.

Читайте также:  Аэропорт Абу-Даби: Abu Dhabi Airport, схема терминалов на русском языке, какого города, фото abu dhabi international airport, название

Если по каким-то причинам между работниками аэропорта и пассажирами складывается конфликтная ситуация как одни, так и другие вправе предъявить претензию или обратиться в правоохранительные органы. Общение служащих с пассажирами основывается на взаимном уважении. Более детально о правилах поведения и полномочиях сотрудников можно узнать у администрации аэропорта.


Разница между аэропортом и аэродромом

У каждого аэропорта есть аэродром, но не у каждого аэродрома есть аэропорт. Давайте разберемся, чем отличается аэропорт от аэродрома и какие существуют виды того и другого? Начнем с того, что в составе обоих слов есть греческое «аэро» (в полном виде будет «аэрос»), что значит «воздух».

Что было раньше – аэропорт или аэродром?

Слово аэропорт сложно составное, и кроме греческого «аэро» (воздух) в него входит «порт» (портус) – пристань, гавань (тоже греческое). То есть воздушная гавань или воздушная пристань. Вторая часть слова аэродром – «дром» (дромос) значит улица или дорога, то есть аэродром – это «воздушная дорога». Оба понятия тесно связаны между собой, но не идентичны.

Аэродромы появились почти одновременно с первыми самолетами, или аэропланами, как их тогда называли. Изначально для взлета крылатых машин использовались просто ровные участки местности, но вскоре пришло понимание, что их нужно специально оборудовать. Первым аэродромом России стал Гатчинский аэродром под Санкт-Петербургом (1908 год), а второй появился под Москвой на месте печально известного Ходынского поля, на котором в 1896 году в результате давки на народных гуляниях по случаю коронации Николая Второго погибло почти полторы тысячи человек. Официально Ходынский аэродром открылся в 1910 году и просуществовал до 2003 года (уже под именем М. В. Фрунзе).

Отличие аэропорта от аэродрома состоит в том, что первый представляет собой комплекс строений и сооружений, предназначенных для отправки, приема и обслуживания (техническое обслуживание, заправка и так далее) воздушных судов. К числу его строений и сооружений относятся:

  • летное поле;
  • грузовые терминалы;
  • ангары;
  • один или несколько аэровокзалов (специализированных сооружений для приема, отправки и пребывания пассажиров).

к содержанию ↑

Сравнение

Аэродром – это комплекс сооружений и специальной техники для взлета и посадки воздушных судов, расположенный у взлетного поля, состоящего из взлетно-посадочных полос (ВПП) и мест для стоянки и руления (вывода на ВПП) самолетов. Особый случай представляют собой аэродромы для приема гидросамолетов. Взлетно-посадочной полосы в обычном понимании у них нет, для взлета и посадки используется водная поверхность. Классификация аэродромов осуществляется по нескольким направлениям: по виду собственности (частные, государственные, ведомственные и т. п.), по назначению, по пригодности к приему воздушных судов разных типов и так далее. Выберем классификацию «по назначению», поскольку она дает наиболее наглядное представление о современных аэродромах:

  • гражданские (принимают пассажирские и грузовые самолеты); существуют разные классы аэродромов, характеризующие возможность приема воздушных судов разной грузоподъемности;
  • военные; предназначены для базирования авиации Министерства обороны или МЧС;
  • учебные; предназначены для обучения военных летчиков, штурманов и авиатехников; бывают совмещены с военными аэродромами;
  • спортивные; предназначены для занятия авиационным и парашютным спортом.

Аэропорт, представляя собой сложный комплекс, где аэродром – лишь одно из сооружений, также классифицируется по нескольким направлениям. Чаще всего используется классификация по объему пассажирских перевозок за год. Всего существует пять классов:

  • I – от 7 до 10 миллионов человек в год;
  • II – от 4 до 7 миллионов;
  • III – от 2 до 4 миллионов;
  • IV – от 500 тысяч до 2 миллионов;
  • V – от 100 до 500 тысяч.

Если аэропорт перевозит в год менее 100 тысяч пассажиров, он считается неклассифицированным, если более 10 миллионов – внеклассовым.

Таблица

В представленной ниже таблице подведен итог, в чем разница между аэропортом и аэродромом. Классификация дана по наиболее наглядным направлениям; кроме этого, существует и другое разделение – по типам принимаемых судов, по возможности осуществлять прием в сложных погодных условиях, по типу взлетно-посадочной полосы и так далее.

Статья 3. Виды аэропортов

Основные понятия

Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэродром – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В нашей стране существует своя классификация аэродромов, отличающаяся от зарубежных.

По длине взлетно-посадочной полосы и несущей способности покрытия аэродромы делятся на 6 классов:

По взлётной массе принимаемых самолётов – на 5:

вне класса (то есть без ограничения массы) — А380, Ан-225, Ан-124 и т. п.

1-го класса (75 т и более) — Ил-76, Ил-62, Ту-154 и т. п.

2-го класса (от 30 до 75 т) — Ту-134, Як-42, Ан-12, и т. п.

3-го класса (от 10 до 30 т) — Ан-140, Ан-26, Як-40, Ан-24, Ан-72и т. п.

4-го класса (до 10 т) — Л-410, Ан-3Т, М-101Т, Ан-38, Ан-2, Ан-28и т. п.

По российской классификации аэродромов длина взлетно-посадочной полосы у аэродромов вне класса составляет 3500-4000 м; 1 класса — 3000-3200 м; 2 класса — 2000-2700 м; 3 класса — 1500-1800 м; 4 класса — 600-1200 м. Гражданские аэродромы 3 и 4 класса относятся к аэродромам местных воздушных линий.

Аэродром включает в себя лётное поле (взлётно-посадочные полосы (ВПП)), рулёжные дорожки (РД), перрон (возможно несколько), места стоянки и заправки, склады) и комплекс управления воздушным движением (службы: организации воздушного движения, электрорадиотехническая и электросветотехническая, метеорологическая, штурманская и т. д.).

Аэровокзальный комплекс

Включает в себя собственно аэровокзал, предназначенный для обслуживания пассажиров. В аэровокзале базируются большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта:

служба организации пассажирских перевозок;

службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля;

различные организации и предприятия, направленные на отдых, развлечения пассажиров и т. п.: рестораны и кафе, точки торговли периодикой и сувенирами, магазины, и т. д.

Грузовой комплекс

Принимает к отправке, оформляет, обрабатывает, загружает на борт воздушных судов груз и почту. Оснащается крытым отапливаемым складом, средствами доставки и механизированной погрузки-разгрузки, средствами обработки груза «в навал» и в контейнерах.

Пользователи аэропортов – авиационные предприятия, эксплуатанты, пассажиры, грузоотправители, грузополучатели и другие юридические и физические лица, использующие услуги аэропортов.

Район аэропорта (аэродрома) – часть воздушного пространства, расположенного над аэропортом (аэродромом) и прилегающей к нему местностью, предназначенного для полетов над аэропортом, выходов воздушных судов на трассы, для подходов к аэродрому и обеспечения посадки воздушных судов, и земельные участки в установленных границах (территория в пределах круга радиусом 50 км. с центром в контрольной точке аэродрома, определяемой в соответствии с федеральными авиационными правилами).

Авиационная деятельность в аэропортах – производственно-хозяйственная деятельность на территории аэропортов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению полетов, приему и отправке воздушных судов, обслуживанию пассажиров, обработке багажа, грузов и почты, осуществляемая на коммерческой основе с соблюдением установленных требований по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

Неавиационная деятельность в аэропортах – деятельность на территории аэропортов по предоставлению на коммерческой основе сервисных услуг пассажирам, включая торговлю и общественное питание, услуг по парковке автомашин, почтово-банковским операциям и других услуг, не относящихся к авиационной деятельности.

Операторы аэропорта – юридические и физические лица, осуществляющие на территории аэропортов авиационную деятельность и имеющие соответствующий сертификат и лицензию.

Главный оператор аэропорта (аэропортов) – оператор-держатель сертификата соответствия аэропорта (аэропортов), имеющий на праве собственности, на условиях аренды или на другом законном основании аэродром (аэродромы), обеспечивающий готовность аэропорта к приему и выпуску воздушных судов и обслуживанию воздушных перевозок, осуществляющий координацию работ в аэропорту, обеспечивающий соблюдение всеми операторами и пользователями аэропортов требований безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности, качества выполняемых работ и предоставляемых услуг.

Статья 3. Виды аэропортов

1. По видам обслуживаемых перевозок аэропорты делятся на внутригосударственные и международные.

Внутригосударственный аэропорт – аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих воздушные перевозки в пределах Российской Федерации.

Международный аэропорт – аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.

2. По статусу аэропорты независимо от вида обслуживаемых перевозок делятся на аэропорты федерального, регионального и местного значения.

Аэропорт федерального значения – аэропорт, обеспечивающий межрегиональные воздушные перевозки и являющийся объектом системы национальной безопасности и социально-экономической значимости для Российской Федерации. Перечень аэропортов федерального значения утверждается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и управления госимуществом.

Читайте также:  Аэропорт Норильск (Алыкель): обзор норильского аэропорта, терминалы и направления перелета, сотрудничающие авиакомпании

Аэропорт регионального значения – аэропорт, обеспечивающий региональные воздушные перевозки между двумя и более субъектами Российской Федерации, не включенный в Перечень аэропортов федерального значения.

Аэропорт местного значения – аэропорт обеспечивающий основной объем воздушных перевозок на местных воздушных линиях одного региона или субъекта Российской Федерации.

|следующая лекция ==>
Инженерные методы определения устойчивости откоса|Классы аэропортов и российская классификация аэродромов

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 2282 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Аэропорт и аэродром: в чем разница, чем отличаются эти два понятия, каковы их функции и разновидности

Спасибо огромное!
Изучил обсуждение этого законопроекта № 481181-5 “Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации”: http://www.ato.ru/content/proe . , правда, так и не понял, что там нового относительно Воздушного кодекса по аэродромам.
Всё точно так, как и в ВК: аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Обратитл внмание на бездумное калькирование
опуса почти 15-летней давности. Это не красит авторов законопроекта.
Однако, понравилось в отношении определения аэропорта: аэропорт – имущественный комплекс, включающий в себя аэродром, аэровокзал, подъездные пути, другие здания и сооружения, оборудование, предназначенные для приема, обслуживания и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, пассажиров, обработки груза, багажа, почты;
Ещё более понравилась более уточнённая версия определения, предложенная Eger-ом на форуме – этакий вариант-универсум (лат. universum, «совокупность, общность») — аэропорт как целое – совокупность объектов и объектообразующих элементов в целом (лат. summa rerum), рассматриваемый в качестве единой системы обслуживания и обеспечения воздушных перевозок.
Заинтересовало словосочетание “объектообразующий элемент”, очень точно и к месту. Погуглил, нашёл, что оно взаимствовано из Федеральных авиационных правил “Объекты единой системы организации воздушного движения” (утв. Приказом Минтранса РФ от 18.04.2005 №31, зарегистрировано в Минюсте РФ 06.05.2005 №6585): г) в состав объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи помимо специальных средств входят следующие объектообразующие элементы.
Поняв логику Egerа (он подробно обосновал все выкладки) и учитывая его неудовлетворённость термином в его определении «имущественный комплекс одного или нескольких собственников» разрешите предложить на рассмотрение такой вариант определения аэропорта:

Аэропорт – один или несколько обособленных имущественных комплексов в системной совокупности различных объектов, состав объектообразующих элементов которых определен требованиями обязательной сертификации к этим объектам, специализированным по своему функциональному предназначению для коммерческого (если законом не предусмотренное иное) обеспечения воздушных перевозок, авиационной безопасности, обслуживанию пассажиров, почты, багажа и грузов, обслуживания и обеспечения полётов воздушных судов.

В этом определении что ещё хорошо – здесь нет фиксации в отношении аэропорта к терминам “аэровокзал”, “аэродром”. Предприятие вполне может организовать аэропорт на базе более упрощенного варианта аэровокзала – пассажирского павильона, нет привязки к аэродрому, в состав аэропорта может быть заложена посадочная площадка и даже вертолётная, а значит, нет затрат на сертификацию аэродрома. Всё это актуально для аэропортов местных воздушных линий в плане меньшей составляющей в стоимости авиабилета аэропортовых сборов и услуг.

Ну, а насчёт определения аэродрома?
С учётом вышеизложенного, определение “аэродром” должно отличаться от определения “аэропорт” тем, что он не предназначен для обслуживания и обеспечения воздушных перевозок, т.е. обслуживания пассажиров, почты, багажа и грузов.
Кроме того, многие виды обеспечения полётов подлежат обязательной сертификации только в том случае, если они обеспечивают воздушные перевозки, это прямо записано в ФАП, определяющих требования к таким организациям. На аэродроме, где обслуживаются и обеспечиваются воздушные суда, осуществляющие полёты не связанные с транспортной работой, следовательно, многое из обеспечения полётов сертификации не подлежит. Кроме того, на аэродроме обеспечение своих ВС производится не на коммерческой основе.
Всё это в определении понятия “аэродром” должно быть учтено.
Итак:
Аэродром – один или несколько обособленных имущественных комплексов, осуществляющий деятельность самостоятельно или в составе аэропорта, в системной совокупности различных объектов, состав объектообразующих элементов которых определен требованиям воздушного законодательства к этим объектам, специализированным по своему функциональному предназначению для осуществления видов деятельности в области гражданской авиации по обслуживанию и обеспечению полётов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности.

Но эти предложения всё же, наверное, больше в Воздушный кодекс.
Потому что в отношении законопроекта № 481181-5 “Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации” нагуглил следующее:
Электронная регистрационная карта на законопроект № 481181-5 Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации: http://asozd.duma.gov.ru/main. .
Хронология рассмотрения: находится на рассмотрении
Паспортные данные
Субъект права законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы С.Н.Шишкарев, С.А.Гаврилов, М.Л.Шаккум, М.Т.Гаджиев
Форма законопроекта: Федеральный закон
Профильный комитет: Комитет Государственной Думы по транспорту
Хронология:
1.1 Регистрация в УДИО: 28.12.2010 14:22 зарегистрирован и направлен Председателю ГД
1.2 Направление в профильный комитет: 28.12.2010 17:46 направлен в Комитет Государственной Думы по транспорту
0.2 Регистрация писем 11.01.2011: дополнение состава инициаторов законопроекта (С.А.Гаврилов)
0.2 Регистрация писем 14.01.2011: дополнение состава инициаторов законопроекта (М.Л.Шаккум)
0.2 Регистрация писем 01.02.2011: дополнение состава инициаторов законопроекта (М.Т.Гаджиев)
0.2 Регистрация писем 04.02.2011: отзыв законопроекта
2.1 Профильный комитет 10.02.2011: предложить снять законопроект с рассмотрения в связи с его отзывом субъектом права законодательной инициативы б/р

Eger 20/02/2011 [19:46:05]:
Особенно по пассажирским павильонам вместо аэровокзалов и посадочным площадкам взамен аэродромов в составе аэропортов местных воздушных линий!
=========
Да размечтался! Особенно насчёт посадочных площадок!
По определению в ВК, посадочная площадка в составе аэропорта автоматически становится аэродромом.
Определение “площадка” из ВК: Посадочная площадка – участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Требования к посадочной площадке устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Понятно, что на посадочной площадке осуществляется только один вид деятельности в области гражданской авиации – деятельность по аэродромному обеспечению полётов (погугли – что такое аэродромное обеспечение)? Всё остальное, что там делается – вне закона, т.е. ВК.

Теперь посмотри на эту посадочную площадку: http://content.foto.mail.ru/ma .
Да, у дельтолётчиков, согласно ещё действующей “Инструкции по производству полётов с посадочной площадки. ” – это посадочная площадка. Но посмотрите – там есть здания, сооружения (ангары для ЛА), оборудование для измерения скорости и направления ветра (колдун).
Всё, согласно Воздушному кодексу эту лавочку Ространснадзором и транспортной прокуратурой следует закрывать в связи с явным несоответствием Воздушному кодексу. По Воздушному кодексу – это аэродром, который требует государственной регистрации и многосотентысячной сертификации соответствия.
По-моему, в определении посадочную площадку нужно привязывать к использованию физическим лицом для собственных нужд без права извлечении прибыли, виду собственности на землю под посадочной площадкой и то, что аэродромы не акционируются и не приватизируются он по ВК – в госсобственности.
Полеты местного значения. В регионах не торопятся переписывать на себя аэропорты: http://www.rg.ru/2010/12/28/ae .

Субъект права законодательной инициативы “Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации”:
Депутат Государственной Думы РФ от г. Новороссийска, Сергей Шишкарёв, председатель комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Николаевич Шишкарев
Шаккум Мартин Люцианович. Председатель Комитета ГД по строительству и земельным отношениям.
Депутат фракции КПРФ Гаврилов Сергей Анатольевич – советник генерального директора – генерального конструктора ФГУП “Российская самолетостроительная корпорация “МиГ”.
Заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной думы, член Комитета по транспорту Гаджиев Магомед Тажудинович

Формулировки у этого законопроекта почемуто напоминают такие в законопроекте “О малой авиации РФ”.

Вертолётные аэропорты называются вертолётные станции (не путать с ж.д. полустанками):
Инструкция по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации
Вертолетная станция состоит из вертодрома и служебно-технической территории (СТТ), которые в свою очередь включают ряд зданий и сооружений.
Участок вертолетной станции должен иметь ограждения из типовых конструкций серии 3.017-1, чертежи которых изданы Центральным институтом типового проектирования Госстроя России.

Проект закона “Об аэропортах и деятельности в аэропортах РФ” внесен в Госдуму: http://www.aex.ru/news/2011/3/ .
Что-то странное пишут:
. Кроме того, законодательно закрепляются понятия авиационной и неавиационной деятельности в аэропортах. Как отмечается в пояснительной записке к проекту, это будет способствовать “обеспечению недискриминационного доступа операторов аэропорта к рынку услуг наземного обслуживания авиаперевозок.

Порылся в этом законопроекте, так и не нашёл, что такое “наземное обслуживание. ” “наземное обеспечение. “.
Что это?
Перечень каких работ и услуг входит в эти понятия?

Вы ошибаетесь, аэропортовая деятельность осуществляется только в аэропорта.
На эродроме БЛУ ГА запрешено осуществлять аэропортовую деятельность по заправке ВС, по аэродромному обеспечению, по светотехническкому обеспечению, по техническому обслуживанию ВС, по штурманскому (наземному аэронавигационному обеспечению), по обеспечению АБ, ПАСОП и др., так как эта деятельность – аэропортовая, исключительная по определени. деятельность, осуществляемая только в аэропортах.
Если БЛУ ГА это делает, значит – незаконно!

Ссылка на основную публикацию